Пост-релиз. Арт-путешествие
«Санкт-Петербург – музей драгоценных впечатлений’ 23»
В июле 2023 года состоялась ставшая уже традиционной арт-практика в музейных фондах и галереях Санкт-Петербурга. Обычно наш фокус внимания направлен на встречи с кураторами и хранителями подлинных произведений искусства. В этот раз нам удалось посетить много новых мест.
В первый день занятие прошло в Русском музее под руководством Моисеевой Светланы Владимировны, ведущего научного сотрудника отдела живописи XVIII — первой половины XIX века. В залах экспозиции «Галерея Романовых» было рассказано о провенансе и трудной научной судьбе исследователя, решившегося обосновывать личность изображенного на портрете. Вечером прошла встреча в мастерской Боровика Виталия Львовича, художника, преподавателя рисунка Санкт-Петербургской академии художеств.
На следующий день мы впервые посетили дворец Великого князя Владимира Александровича. Знакомство с его уникальными художественными коллекциями прошло с ведущим научным сотрудником, Иванцовой Еленой Федоровной.
Третий день мы провели в залах экспозиции Государственного Эрмитажа. Мастер-класс на выставке «"Русский стиль" в искусстве. От Николая I до Николая II» был проведен с её куратором, заместителем заведующего Отделом истории русской культуры, Гусевой Натальей Юрьевной. От эксперта мы узнали об основных этапах развития этого направления и особенностях терминологии.
В последний день поездки мы побывали в фондах Отделения гравюр ОЗЕИИ Государственного Эрмитажа. Занятие провел Успенский Василий Михайлович, научный сотрудник отделения гравюр, хранитель итальянской гравюры.
Мы бы хотели подробнее рассказать о новой Запасной галерее европейской живописи XVII -XVIII веков из фондов Государственного Эрмитажа, новой экспозиции музея. Располагаясь на третьем этаже Зимнего дворца, она охватывает девятнадцать залов и состоит из более 200 живописных произведений. Экспозиция представляет собой новую форму доступа к запасникам (закрытым фондам) музея. Принцип её построения отличается от используемых в основных музейных залах, хронологического и географического. Здесь работы объединены по жанрам, художественным течениям и национальным школам. Сейчас будет более подробно рассказано про каждый из залов.
В зале №314 посетители могут ознакомиться с историей формирования коллекций музея, от первых приобретений Петра I до пополнений после 1917 г.
В зале №322 представлены работы итальянских и северных художников, испытавших влияние Микеланджело Меризи да Каравааджо (1571- 1610). То, как художники использовали найденные им приемы и сюжеты в своей живописи, видно в таких произведениях, как: «Аллегория Гнева» и «Аллегория Тщеславия» Иохима фон Зандарта, «Гадание» Яна Коссирса.
В зале №331 представлены три работы кисти Питера Пауля Рубенса (1577 ‒ 1640): «Снятие с креста» (эскиз к неосуществленной алтарной росписи), «Апофеоз короля Иакова 1» (эскиз к росписи для дворца Уайтхолл в Лондоне) и «Пастушеская сцена», ранее находившаяся в основной экспозиции музея. Также здесь находятся картины, созданные в мастерской художника: «Кающиеся грешники перед Мадонной с младенцем и Иоанном Крестителем» и «Апостол Павел».
В зале № 330 представленные произведения, созданные в технике гризайль. Здесь особый интерес представляет рисунок Хендрика Гольциуса (1558 – 1617) «Вакх, Венера и Церера», созданный пером и чернилами на холсте. В основе сюжета здесь цитата из произведения римского комедиографа Теренция - «Sine Baccho et Cerere friget Venus» (лат. — «Без Вакха и Цереры в Венера мерзнет»).
Залы № 323, 322 посвящены жанру пейзажа и представляют произведения художников разных стран, созданные в период с начала XVII до середины XVIII века. Здесь можно увидеть работы тех, на кого оказало влияние пребывание в Италии: «Утро в гавани» Клода Лоррена, «Пейзаж с Христом и учениками» Жана Франсуа Милле и другие. Также в зале находятся примеры работ, в которых нидерландские мастера запечатлели красоту местных видов, как «Пейзаж со сценой крещения евнуха апостолом Филиппом» Давида Винкбонса.
В зале № 321 находятся картины, относящиеся к «бытовому жанру», созданные представителями голландской, французской и испанской школ. Здесь можно увидеть сюжеты, к которым часто обращались голландские художники: сцены на рынке и в гавани, посещение врача, концерты и другие.
Большая часть картин в залах № 320, 319 относится к жанру классического натюрморта, возникшем на рубеже XVI - XVII веков. Здесь представлены работы мастеров фламандской, голландской и итальянской художественных школ.
В зале №318 собраны работы итальянских мастеров классицистического направления начала XVII века. Среди них «Аллегория христианской церкви» Алессандро Аллори, «Святой Франциск» Лодовико Карди , «Мадонна во Славе» Доменико Фетти . Также здесь есть картины двух представителей болонского академизма (направления начала XVII века, опиравшегося на традиции Академии Карраччи) - Гвидо Рени и Джованни Франческо Барбьери (Гверчино). Среди картин на мифологические темы можно выделить такие, как: «Андромеда» Франческо Фурини, «Геркулес и Омфала» Джованни Франческо Романелли, «Встреча Вакха и Ариадны» Алессандро Турки.
Зал № 317, в котором показаны портреты, созданные в XVII веке мастерами разных стран, дает представление о разнообразии видов и школ этого жанра.
В зале №316 представлены работы немецких художников, работавших за границей в период после окончания тридцатилетней войны. Среди них можно увидеть: «Сражение» Иогана Эйсмана, «Младенца Моисея опускают в Нил» Иоганна Карла Лота. Также здесь находятся несколько работ кисти Филиппа Петера Роса, который специализировался на пейзажах и изображениях животных: «Пейзаж с водопадом», «Пейзаж с гротом», «Охота на оленя».
Залы № 343, 344 посвящены итальянской живописи XVII - первой половины XVIII века. Произведения дают представление о том, как развивались основные художественные школы этого времени. Венецианская представлена в таких работах, как «Грации и амуры» Падованино, «Триумф Юдифи» Джованни Антонио Фумиани, Венера, «Вулкан и Амур» Себастьяно Риччи. Среди примеров работ художников классицизирующего направления здесь показаны: «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» Карло Марати, «Торжество мудрости» Андреа Сакки и другие. Также здесь находятся работы представителей неаполитанской школы. К ним относятся три картины Луки Джордано («Похищение Европы», «Суд Париса» и «Триумф Галатеи»), которые ранее украшали плафон фойе Эрмитажного театра и впервые стали частью экспозиции.
Картины в зале №345 позволяют проследить эволюцию французской живописи в XVIII веке. Здесь в работах Шарля де Лафосса представлен образец исторического жанра: «Хождение по водам», «Явление Христа Марии Магдалине». Проявление в живописи стиля turquerie (фр. в турецком стиле) можно увидеть в работах Карла Ванлоо – «Султанша за вышиванием», «Султанша, пьющая кофе». Портрет Екатерины II, выполненный Пьером Фальконе во время его приезда в Санкт-Петербург находится рядом с портретом сэра Роберта Уолпола. Его коллекцию была приобретена императрицей в 1779 г.
В зале №346 представлены портреты и автопортреты художников, созданные в XVII - XVIII века. Примеры ранних камерных автопортретов: картины Клаудио Коэльо и Христиана Зейбольда. Изображения художников в момент работы можно найти у Юргена Овенса и Жана Луи де Велли. К автопортретам второй половины XVIII века, относятся работы Антона Рафаэля Менгса, на которых изображены атрибуты профессии, и Ангелики Кауфман, где они отсутствуют.
В зале №347 представлены парадные портреты, многие из которых были частью портретной галереи Чесменского дворца. По задумке Екатерины II в ней должны были находиться изображения представителей всех правящих династий того времени. Авторами картин являются художники разных национальных школ.
Зал №348 объединяет картины художников, работавших в стиле неоклассицизма во второй половине XVIII века. В работах можно увидеть подход каждого мастера в обращении к античному искусству. Здесь представлены работы Ангелики Кауфман, Помпео Батони, Антона Рафаэля Менгса и других.
Зал № 349 посвящен пейзажу XVIII века. Особое внимание здесь уделяется живописи Гюбера Робера (1733 – 1808), который сыграл важную роль в развитии жанра и становлении неоклассицизма во Франции. Данная коллекция сохранилась, так как в Российской империи у художника было много заказчиков. Она является самым большим в мире собранием картин Робера.
Последний зал № 350 полностью посвящен Бернардо Беллотто (1720 – 1780), знаменитому венецианскому художнику, мастеру ведуты. Здесь представлены восемь картин из серии с видами Дрездена и его окрестностей (ещё две экспонируются в итальянских залах на втором этаже музея), что дает возможность полностью её увидеть.
Вскоре мы подробно расскажем и о других местах, которые посетили во время поездки.
Во время поездки над удалось не только познакомиться с подлинными произведениями искусства из экспозиций и фондов крупнейших российских музеев. Мы также узнали от экспертов специфику работы с этими предметами, особенности процесса их изучения и атрибуции. Полученные знания несомненно являются необходимыми и ценными для всех, кто стремится к глубокому изучению сферы искусства.
Желающим участвовать в арт-практике в Санкт-Петербурге регистрация по телефону +7 910 455-26-15.