Авторский курс
«От истории Византийского искусства к канону древнерусской Иконы»
14 марта 2023 года
11.00-14.20
Ранее в нашей учебной программе были предметы «История Византийского искусства» и «История древнерусского искусства». В этом году мы решили посмотреть на ситуацию в синтезе и обучению анализу произведений через ключевые влияния. В данном случае речь идёт о художественном образе иконы. Остались культурные мифы от тех далеких временах, прочтение памятников и понимание иконописного образа зависит от ученых - интерпретаторов. Наш лектор сферой своих научных интересов объединяет эти важные темы в объяснении иконографии Иконы. Откуда корни? Как сформировались истоки канона русской Иконы? Символика и возможности сочетаемости друг с другом.
Курс лекций «От истории Византийского искусства к канону древнерусской Иконы» — редкий курс и не от теоретика, а эксперта по культурным ценностям и специалиста по Византии.
БУТЫРСКИЙ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ — старший научный сотрудник Гос. музея Востока, эксперт по культурным ценностям Минкультуры РФ.
Сфера научных интересов исследователя: византийская, античная нумизматика, христианская (византийская/древнерусская) иконография.
14 марта 2023 года
11:00-14:20
Цикл 12 праздников Господних (Додекаортон, Евангельский цикл).
Рождество: сиро-палестинская и византийская редакции иконографии. Рождественский цикл: Поклонение Волхвов, Бегство в Египет, Избиение младенцев.
Сретение (Принесение во Храм). Связь с темой страстей и искупительной Жертвы. Евхаристическая символика.
Крещение (Богоявление). Тема искупления грехов в воде. Аллегорические изображения Иордана и Моря.
Преображение как Теофания. Иконографическая интерпретация света в византийской и древнерусской живописи – образ славы Христа, символ нетварного сияния Божества.
Воскрешение Лазаря как вестник грядущего сошествия Христа во ад и всеобщего воскресения. Ветхозаветные параллели – Моисей, изсекающий воду из скалы.
Вход в Иерусалим. Тема Adventus и образ кроткого царя, шествующего на осляти. Храмоздательная символика и отражение исторических реалий в изображении Иерусалима.
Распятие. Акт исполнения божественного промысла, таинство добровольной искупительной жертвы Христа. Крест – символ победы Христа над Смертью в раннехристианской традиции.
Сошествие во Ад. «Евангелие Никодима» как источник иконографии. Иконографические типы Сошествия, их происхождение и содержание.
Вознесение. Источники: новозаветный текст, апокрифы и богословские толкования (Слова на Вознесение Иоанна Златоуста). Отражение в иконографии ветхозаветных теофаний и эсхатологических представлений. Образ Богоматери в Вознесении как олицетворение Церкви на земле.
Пятидесятница. Утверждение миссии апостолов, установление таинства священства. Прообраз Вселенских соборов, символ единства Церкви. Аллегорические фигуры царя-Космоса и Девы, олицетворения святого города Давида и Церкви.
Успение Богоматери. Уникальный состав источников: церковное предание, апокрифы (Слова Иоанна Богослова и Иоанна Солунского), гимнография. Утверждение догмата о нетленности плоти Богоматери – сцена вознесения Богоматери, апостолы у пустого гроба.
Несение одра Богоматери в Гефсиманский сад. Чудо с Авфонией.
Стоимость занятия - 3 000 руб.
Пишите — регистрируйтесь в Вотсапе 8-926-895-66-99