Пост-релиз
«Мастер-класс Ксении Подойницыной «12-го в 12-ть»
В галерее InArt cтуденты института посетили мастер-класс «12-го в 12-ть». Цель: познакомиться с успешной стратегией разработки арт-проекта. Студенты узнали о структуре современного арт-рынка и технологии продаж произведений искусства.
Мастер-класс был разделен на две части. Первая часть – выставка «Туманность Андромеды. Религии внеземного спасения». Это кураторский проект Марии Нам – члена команды InArt. Вторая часть была посвящена анализу арт-менеджмента. Студенты познакомились с философией современного искусства: что сегодня ценится больше всего и как это выгодно представить клиенту.
Мастер-класс провела Ксения Подойницына. Ксения – основательница проекта и владелица галереи InArt на «Винзаводе», член правления Ассоциации «Ассоциация галерей», эксперт современного российского арт-рынка.
Будучи по образованию финансистом, галеристка решила всецело посвятить себя современному искусству: малый бизнес, галерея, стал делом всей ее жизни. Так, в 2016 году возникло пространство InArt. Но это не только галерея. В этом арт-пространстве происходит знакомство потенциальных клиентов с перспективными художниками, координирование процессов купли-продажи ценных картин. Основные направления деятельности проекта: составление авторского рейтинга профессиональных российских художников, предоставление аналитических отчетов, персональное консультирование по инвестициям в искусство, разработка удобного сервиса маркетплейса. InArt – уникальная оффлайн и онлайн площадка для знакомства с индустрией искусства.
Итак, первая часть мастер-класса началась с выставки «Туманность Андромеды. Религии внеземного спасения». Открылась выставка в символичный день – День космонавтики. Зыбкость современного мира заставляет нас искать выход из непредсказуемых ситуаций. Галерейное пространство превратилось в кабинет философа, находящегося в поисках решений и новой жизни. Среди экспонатов – акрил, живопись, графика, а также скульптуры и объекты абстракции. Посетители погружаются в миф многомерной реальности, неожиданной и не зависящей от нас.
Идейная основа выставки – концепт спасения, полета в космос, или так называемый escape, в результате которого нам дается шанс начать новую жизнь. По словам Марии Нам, люди 21-го века создают собственные ритуалы, чтобы избежать кризисных ситуаций и восполнить стабильность в своей жизни. Эта идея отражается в видео-работах Анастасии Лукши – молодой художницы из Москвы: если выложить все шарики снега, мы добьемся результата. Кажется, что мы живем в логичном мире и знаем, что надо делать. Однако в бесконечном потоке информации наше представление о мире становится все более неправдивым.
Также люди верят в скорое рождение новой гармоничной вселенной. Космос, бесконечность и многоплановые пространства – все эти символы представлены в картинах Алины Мир, Марии Сафроновой, Марселя Ялалова, Ольги Яшиной.
Визуальная метафора эскапизма подкрепляется текстовым кодом: рядом с картинами размещены цитаты Вернадского, Циолковского. Тема науки и познания – ключ к разгадке посыла выставки. Почти каждую работу можно описать с точки зрения великого философа Николая Федорова, верившего в гармонию природы, науки, религии и искусства. Возможно, человеческий эскапизм, подобно последствиям взрыву черных дыр, приведет к открытию нового счастливого мира.
Вторая часть мастер-класса – «вопрос-ответ» с Ксенией Подойницыной. Владелица галереи InArt рассказала о своем профессиональном росте и истории проекта. Каждый студент задал по два-три вопроса.
Представляем вашему вниманию самые интересные ответы:
― Как появился проект InArt?
― Все началось в 2010 году. Я проконсультировалась с Иосифом Бакштейном – комиссаром Московского биеннале современного искусства. У меня была идея, я сняла помещение и стала работать с молодыми перспективными художниками.
― Вы говорили, что в Вашем проекте создан рейтинг художников. А каковы критерии отбора?
― Учитываем, с какими галереями сотрудничает художник, в каких музеях выставляется.
― Как часто в рейтинге обновляется база художников?
― Примерно раз в пять лет.
― Известно, что Вы входите в состав «АГА». Не могли бы рассказать об этой организации подробнее?
― «АГА» – Ассоциация «Ассоциация галерей». Я вхожу в состав членов правления. Также разрабатывала устав и кодекс этики организации. Задачи ассоциации – представлять национальные интересы в сфере искусства, поддерживать галереи, поэтапно входить в креативную экономику.
― Как найти баланс между выставлением работ художников-новаторов и классикой?
― У каждого художника свой стиль, есть разные серии работ. У нас своя база данных, и она достаточно широкая. То, что было востребовано 20 лет назад, сейчас бывает сложно найти или продать. Но многое зависит от рейтинга художника.
― Как построить карьеру художнику, если только начинаешь развиваться в этой области?
― Начать можно с традиционного образования: Суриковский институт, Строгановская академия, МАРХИ. А потом дополнительное образование для взрослых, чтобы сформировать современное мировоззрение. Например, Школа А. Родченко, «Свободные мастерские» Музея современного искусства, «БАЗА» и другие. Обычно при таких институтах есть собственные мастерские. Там у вас формируется свой круг общения: вы знакомитесь с другими художниками, кураторами. Затем вы выставляетесь, участвуете в аукционных продажах. Галереям важно ваше резюме. Идеи, связи, деньги! Если хотя бы две составляющие имеются – вас ждет успех!
― Каковы перспективы фигуративного искусства?
― Оно продается лучше всего: это понятно, красиво, много деталей. Значим и профессиональный навык художника. Допустим, Мария Сафронова пишет 10 работ в год, но на них возлагаются ожидания. Также стоит учитывать баланс между интересами кураторов галерей и теми, кто может приобрести работы. Галерея помогает художнику жить: оформить его резюме, например. Важно, чтобы всем было ясно, какова ваша концепция как художника – почему вы это создаете, в чем посыл миру.
― На выставке представлено много работ на бумаге. Какова сохранность графических работ?
― Многое зависит от бумаги. Графика хранится под стеклом в раме. Покупателям даем некую инструкцию по эксплуатации: не вешать под прямыми лучами солнца. Сложнее с пастелью – от прикосновений все на пальцах остается. И графика стоит дешевле живописи: там бумага, а не холст.
― В чем отличие аукционного дома от инвестирования в искусство?
― Аукционный дом – другой формат: там не говорят об инвестициях. А у нас, например, сервис с помощью индексов помогает решить, что купить и как.
― Может ли опыт «Винзавода» быть полезным для других регионов?
― В каждом городе есть своя изюминка. В Екатеринбурге проходит свой биеннале, и там нет запросов объединить галереи, как в Москве. Есть Волжское биеннале. Думаю, что все должно быть органическим. Современное искусство в России живет за счет частных инициатив.
Благодарим Ксению за ценные советы! А если вы тоже интересуетесь современным искусством и структурой арт-рынка, приглашаем вас присоединиться к нашему онлайн-курсу «Современное искусство: менеджмент». Подробнее о содержании программы в разделе «Онлайн-курсы».