С хранителем художественного стекла в Кусково
28 июля студенты Института провели с хранителем художественного стекла практическое занятие знаточеского уровня в музее-усадьбе «Кусково». Студенты изучили изящные экспонаты декоративно-прикладного искусства – художественное стекло, фарфор и керамику. А также узнали об особенностях истории их создания. С уникальными авторскими техниками изготовления и секретами неповторимых дизайнов предметов искусства нас познакомила Ивлева Ольга Александровна.
Ольга Александровна – хранитель художественного стекла ГМК, куратор выставки «Стеклянное чудо. Советское сульфидно-цинковое стекло». Под чутким руководством хранителя мы отправились в мир советского стеклоделия, о чем вам сейчас и расскажем.
Занятие началось со знакомства с центральной частью паркового ансамбля. Стоит отметить, что летняя резиденция в Кусково – единственный сохранившийся в Москве деревянный дворец. Он принадлежал старинному боярскому роду Шереметьевых, в том числе первому в России пожалованному титулом графа Борису Петровичу Шереметеву.
На территории парка находится храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В нем сохранились люстра и роспись XVIII века. Именно в нем начинались праздники, куда приглашались все желающие.
Далее мы прошли вдоль французского регулярного парка. Регулярный парк – искусственно созданный геометрический сад. Он отличается повторением растительных композиций и завершенных архитектурных ансамблей, оформлением дорожек берсо, а также включением в свое пространство многочисленных античных статуй.
В Большой каменной оранжерее нас ожидала выставка «Страницы истории. К 100-летию музея керамики». Государственный музей керамики существует теперь вместе с «Кусково». Изначально музей представлял собой объединённую частную коллекцию мецената Алексея Морозова. До 1920-ых гг. уникальные, выполненные в единичном экземпляре художественные изделия мог позволить себе не каждый. В основном они находились в частном владении или продавались на европейских аукционах. Однако в переломную эпоху после революции собирательство и изучение художественного стекла и фарфора как предметов искусства потребовали иного подхода.
Вторая половина 1930-х годов — время становления стеклоделия. Опираясь на европейские образцы, советские художники экспериментировали с формами и декором.
Известный керамист Ева Цайзель – икона американского предметного дизайна. Цайзель работала на Ломоносовском фарфоровом заводе, заложив базу для советского промышленного дизайна.
Однако Цайзель работала в основном с фарфором, а стекло требовало больших затрат. Изначально советские художники производили гладье, недекорированное стекло, и пользовались способом выдувания. Стекло все еще оставалось толстым.
К середине 30-ых гг. в стеклоделии закрепилось четыре способа: выдувание, выдувание в форму, прессование и особая техника – наслоение. Основные способы декорирования – горячее, холодное, нацвет. Так как красители были импортными, а значит, дорогими, то цветовое многообразие художественного стекла было скромным: марганец давал насыщенно-бордовый цвет, кобальт – синий, купорос – бирюзовый или желтоватый, в зависимости от химических формул. Поэтому совместно с Гусевским хрустальным заводом Институт стекла вел опытные разработки для получения новых оттенков и техник декорирования.
Одним из таких достижений стало воссоздание венецианской нити. Потомственный выдувальщик М.С.Вертузаев, имитируя муррины, вывел свою технику – венецианская лента. Такие хрустальные изделия ручной работы производились на заводе «Красный Гигант». Благодаря наслоению Вертузаев добивался новых цветов: при наслоении бесцветного, зеленого и белого стекла получался молочно-зеленый цвет.
К концу 30-ых гг. укореняется рисование гранью – это результат применения таких техник, как гравировка, резка, гранение. В рисовании гранью распространение получают не только растительные орнаменты, но и социально-политические и агитационные мотивы, деревенские сюжеты. Декор приобретает смысл: в борьбе с «мальцовщиной» побеждает художественный образ.
Продолжались эксперименты с цветами. Изделия золотого рубина традиционно предназначались для подарков. Чтобы получить декор, мастер обращался к резьбе до бесцветного слоя по трехслойному стеклу (бесцветное стекло, тонкий слой рубина и молочный). С медным рубином работать было сложнее, однако и ему отведено почетное место в советском стеклоделии.
В конце 30-ых гг. появился стандарт стекла для всех заводов. Норма состава и форм утверждалась профессиональными художниками, вошедшими в Художественный Совет Института Стекла, – В. Мухиной, Н. Качаловым. Однако изделия все еще не отличались уникальностью и создавались по моделям А.Я. Якобсон, В. Мухиной, а формы подготавливались Н.Н. Ростовцевой. Тем не менее, ко второй половине 40-ых гг. изготавливаемая продукция стала качественной, без заломов.
1950-ые гг. – период обновления. Дизайн становился проще, но художники представляли неординарные решения, другие принципы создания. Художественное стекло разделилось на две группы: утилитарный дизайн и авторское стеклоделие. В это время Ленинградский завод был открыт для новых экспериментов.
Творчество Бориса Смирнова, художника ЛЗХС, многогранно. Смирнов работал со стеклом с категорией пространства. Его бонбоньерка, вазочка для конфет, напоминает настоящую клетку: открываешь ее – птица вылетает. Или достаточно покрутить его кубок – и изображенные на нем спортсмены бегут.
Художник чувствовал время и подстраивался под контекст. По его работам видно, что он был ярким архитектором: точное соотношение необычных форм и объемов, наличие фундамента.
Декоративная композиция «Праздничный стол» изготовлена из цветного стекла и включает 175 предметов, в основу которых положен декоративный элемент гутного стекла "медвежья лапа". По задумке Смирнова, ансамбль рассказывает о гостеприимстве нашего народа, о народной культуре. Вот почему автор воспроизвел формы шута, черта, курочки и другие.
В 1960-ые гг. активно использовался хрусталь. Особенно выделяются работы Ленинградского завода, выпускавшего вазы с авторским дизайном.
На выставке также представлены работы завода «Неман». Это художественное стекло отличается тонким слоем и пастельной цветовой палитрой изделий. Например, знаменитый янтарный неманский цвет.
Подобно оригинальной венецианской нити и ленте Вертузаева, у «Немана» была своя технология – неманская нить. При смешении сульфида с хрусталем образовывались полоски, которые придавали предметам искусства неповторимый декор.
В 1980-ых гг. появляется новое, дорогое изделие – оптическое стекло. Художники экспериментировали с объемом и пространством. Оптическое стекло дает зеркальный эффект, открывая параллельный геометрический мир.
С помощью оптического стекла петербургский художник А.А. Иванов добивался эффекта преломления цвета. Благодаря своей уникальности и эксклюзивности оптическое стекло стало коллекционным предметом.
Далее мы проследовали на выставку советского сульфидно-цинкового стекла. Его второе название – русское стеклянное чудо. Секрет технологии: при нагревании стекло меняет цвет, а каким оно получится – в этом и заключается неповторимость результата. Виды стекол (мраморовидное, архитектурное, термочувствительное) разработал выдающийся химик Китайгородский, а их усовершенствование и непосредственно изобретение сульфидно-цинкового стекла принадлежит Е.А. Ивановой.
Для сульфида характерны следующие цвета: желтый, оранжевый, розовый, коричневый и черный.
Иванова экспериментировала с палитрой на заводе «Красный май».
Сульфидное стекло блестящее – оно будто искрится в отличие от обычного. Благодаря свойству «хамелеона» цветовая палитра сульфидного стекла шире обычного. Так, стало возможным изготавливать изделия опалового оттенка.
Еще одним уникальным свойством сульфида является его возможность рождать новые цвета при смешении с хрусталем.
Коллекция сульфидного стекла богата необычными дизайнерскими решениями. Яркий пример – работы художника Шевченко В.Я. Его «Метаморфозы» передают движение материала, что подчеркивает пластичность стекла и гармоничные переходы от одного оттенка к другому.
После знакомства с русским чудом мы отправились изучать фарфор: предметы коллекционирования и серийный.
К 100-летию музея керамики из частной коллекции был куплен полный комплект сервиза с гербом Шереметьевых. На одном из экспонатов Дятьковского хрустального завода студенты рассмотрели символы старинного боярского рода.
Значимое место на выставке отведено и изделиям Императорского фарфорового завода – бренду нашей страны. Один из самых известных сервизов – Гурьевский (Русский) – также представлен на витринах.
Отдельная выставка «Розовый сад» посвящена современным авторским работам ведущих мастеров ИФЗ: Н.Л. Петрова, Г.А. Белаш, Г.Д. Шуляк и другие. Поддерживая императорскую традицию флоральных мотивов и воспроизводя исторические реконструкции музейных образцов, профессиональные художники XXI века демонстрируют новые дизайнерские решения, авторские росписи.
Создать новую форму сложнее, чем роспись. Однако для мастеров ИФЗ форма как рельеф, поддающийся лепке. Отсюда и закрепившееся название новой техники – фарфоровая лепка.
После знакомства с художественным стеклом и фарфором студенты отправились исследовать историческую реконструкцию покоев Николая Петровича Шереметьева – внука Бориса Шереметьева. В северо-восточной части Дворца спрятаны две гостиные, кабинет и спальня. Сейчас покои представляют собой музей Прасковьи Жемчуговой – жены графа, бывшей крепостной актрисы.
Музыкальная гостиная была закрыта для гостей и граф Николай, любитель театра и отчасти музыкант, уединялся здесь. В комнатах выставлены мебель и предметы интерьера XVIII века: канделябры, бюро, стулья и т.п.
В гостиной также экспонируется собственноручная вышивка графини. Примечательно, что все предметы декоративно-прикладного искусства, представленные в музее, были изготовлены крепостными – скульптором Шубиным, художником Аргуновым и другими. Например, в самих покоях графа висит портрет Правсковьи, выполненный Аргуновым.
В спальне Шереметьева студенты обратили внимание на потертости ткани. Несмотря на то что в некоторых комнатах представлена историческая реконструкция ткани – это не умаляет изящество и ценность ручной работы.
Стоит отметить, что в этой части дворца сохранились многие антикварные вещи. На фото – печь с изразцами 1750 года.
В конце занятия студенты посетили Грот – обязательную в регулярном парке архитектуру – и насладились ароматом роз различных сортов, в том числе и французского сорта XVIII века.
Студенты Института регулярно проводят практические занятия в летних усадьбах и слушают уникальные лекции хранителей музеев! Подробнее о нашем обучении и курсах в разделе «Программы».