Шемякин. Воображаемый музей. Заметки коллекционера.
Михаил Шемякин — Тень с зеркалом, 1997. Сериография
Междисциплинарность, вариативность и широкий охват тем — кредо нашего «Фестиваля выпускников» с первого дня. Уже в качестве лектора, а не слушателя, у нас побывали: коллекционер Игорь Леонидович Деревянко, доктор филологических наук Галина Альбертовна Дианова, а теперь — представитель фонда М. Шемякина в Москве, член экспертного совета Артинвестмента Андрей Николаевич Володин! Мы продолжаем рассказывать о наших необычных выпускниках.
Эксперт по работам М. Шемякина Андрей Николаевич лично знаком с художником. Благодаря этому общению ему удалось собрать множество биографических фактов о Михаиле Шемякине, которыми он с удовольствием поделился с нашими слушателями и студентами. Андрей Николаевич поведал, что иронии нашлось место даже в самых ужасных событиях жизни художника. Первая «выставка» его работ состоялась в 1961 года в психиатрической больнице при военной академии. Некоторые работы Михаил Шемякин подписывал буквами «СПБ». Позже эти подписи были использованы как доказательство психологических проблем — потери ориентации во времени, ведь города Санкт-Петербург не существовало на карте Советского Союза. В ответ художник заметил, что подписи абсолютно справедливы, а их расшифровка — специализированная психиатрическая больница.
Андрей Николаевич продемонстрировал слушателям 5 работ художника в различных техниках (масло, литография, жикле).
Но кроме Шемякина — творца изобразительного искусства существует и другой Шемякин, без которого в творчестве не было бы той глубины и осмысленности — это Шемякин — аналитик и философ искусства. Андрей Николаевич рассказал о методологии художественного познания М. Шемякина и о проекте всей его жизни, который нашел выражение в Институте философии и психологии форм и серии выставок «Воображаемый музей». На протяжении всего творческого пути, параллельно с созданием произведений, М. Шемякин занимался сравнительным анализом — поиском психологических особенностей культур и сравнением изобразительных форм. Результат — полки, от пола до потолка уставленные собраниями книг и фотографических материалов, и множество молодых искусствоведов, художников, стремящихся приобщиться к исследованиям. Эти материалы используются для творения новой художественной реальности, также, как снимки полуразрушенной стены, луж, фактуры древесного ствола. Часть снимков художника вошла в онтологию форм и стала объектом художественного творчества.
«Искусствоведы занимаются исследованием кубизма, а я занимаюсь исследованием куба» — говорит М. Шемякин в одном из своих интервью. Шар, рука, сфинкс, маска в изобразительном искусстве — все это темы, находящиеся в разработке. Потому важность работы с фактурой — тема, красной нитью проходящая через все выступление нашего эксперта.
Малая пластика Михаила Шемякина
Андрей Николаевич поделился накопленным опытом в отношении атрибуции работ М. Шемякина: рассказал об особенностях подписи, техник и ценовом диапазоне работ на галерейном рынке.
Выступление завершилось анонсированием культурных, научных и благотворительных программ Фонда М. Шемякина.