Цифровое искусство, методы экспонирования и хранения в современном музее
21 сентября Институт арт-бизнеса и антиквариата открыл второй сезон проекта «Искусство в городе» совместно с куратором программы Ефимовой Екатериной (хранителем фондов «ГЦСИ» в составе «РОСИЗО»).
Студенты Института посетили лекцию «Цифровое искусство, методы экспонирования и хранения в современном музее». Тема лекции была раскрыта на примере работ входящих в состав выставочного проекта «Интерфейс происходящего» медиахудожника Дмитрия Морозова, известного под псевдонимом ::vtol::, организованного платформой TECHNE в РОСИЗО-ГЦСИ.
В современном мире человек не может себе представить свою жизнь без цифровой техники. Интернет, мобильный телефон, wi-fi, светодиоды, лазеры и датчики движения - все это может стать частью технологических объектов, которые создает медиахудожник.
Важно отметить, что живопись, скульптуру, графику никто не списывает со счетов, но сейчас в искусстве мы все чаще видим наличие света, звука, движений и биологии. Это связано с тем, что «старые» медиа сами не могут справиться с изменениями, происходящими в новой реальности и поэтому новые технологии в искусстве частично заменяют их.
Именно поэтому, у музейного сообщества возникает ряд вопросов, связанных с хранением и экспонированием сложных цифровых инсталляций.
Для того, чтобы разобраться в них студенты института вместе с лектором, на примере работ медиахудожника Дмитрия Морозова, погрузились в мир технологической «тотальной инсталляции», где каждый объект специально был отобран художником для проекта.
Дмитрий Морозов работающий под псевдонимом ::vtol:: искусствовед, начинал свою деятельность, как sound artist. Медиахудожник занимался созданием цифровых синтезаторов, а сейчас ::vtol:: работает в нескольких направлениях: от музыки до перформанса и science-art.
Видовое разнообразие, созданных Дмитрием Морозовым объектов, напрямую связано с их сложным техническим устройством, а физический облик требует изучения и бережного отношения к ним.
Для экспонирования произведения Stupa (2017 г.), в основу которого входит сложносоставной маятник, сотрудникам музея необходимо производить каждодневный мониторинг состояния сохранности и обращать внимание на все изменения.
С помощью моторов, нескольких осей, цифрового гироскопа и одноканальной звуковой системы объект исследует гравитацию и стабильность систем. Он то раскачивается в разные стороны, то возвращается в стабильное состояние - тем самым обращая внимание зрителя на то, что всё может быть подвержено состоянию саморазрушения и хаоса.
Кроме необходимого мониторинга состояния сохранности сложно-технических объектов нужно учитывать то, что для успешного экспонирования работ, могут быть необходимы другие дополнительные условия. Такие, как: присутствие технического специалиста - консультанта на экспозиции, наличие доступа в интернет, электричество, расходные материалы для записи звука и др.
Примером может служить интерактивно-звуковая инсталляция Mayak (2017 г.) для удачной работы которой на экспозицию должен быть проведен интернет. Объект состоит из четырех модемов, подключенных к wi-fi роутерам. Каждый может зайти в интернет и в зависимости от проявляемой интернет активности светодиодам отдаются команды, а те в свою очередь передают информацию звуковому механизму, который генерирует и воспроизводит цифровую музыку.
Задумываясь об экспонировании и хранении сложно-технических инсталляций и объектов необходимо учитывать все перечисленные выше факторы и быть готовым к тому, что современное искусство может хранить в себе много тайн и загадок.
Автор: Екатерина Ефимова - хранитель фондов "ГЦСИ" в составе ФГБУК ГМВЦ "РОСИЗО"