Защита выпускных работ • 1 июня 2023 г.
1 июня 2023 года прошла долгожданная защита выпускных работ, которая произвела потрясающее впечатление на всех гостей вечера и уважаемые члены аттестационной комиссии отметили выполненные работы на отлично. Выпускники, в свою очередь, подошли к диплому с огромной ответственностью и показали знаточеский уровень, а во время защиты проявили себя с творческой стороны. Каждый из студентов подготовил выступление о своем исследовании. И мы хотели бы рассказать вам об этом!
Более подробно о защите вы можете узнать из нашего видео:
Защита проходила в открытом формате, но по предварительной регистрации. Это необходимо для того, чтобы усадить всех дорогих гостей. Ведь желающих подчас больше, чем мест в прекрасном офисе Общероссийской Ассоциации Искусствоведов (АИС), которая уже второй год принимает нас радушно. Почему мы приглашаем много гостей? Во-первых, нашим выпускникам, как и любым деятелям искусства, очень важно видеть отдачу зрителей и интерес к их деятельности. Во-вторых, это является отличным обменом опыта для будущих выпускников, которые на данный момент являются студентами, и для тех, кто планирует пополнить ряды наших студентов.
В это прекрасный вечер зал был полон гостей. Пришли студенты, выпускники Института, а также люди, которые проявляют искренний интерес к деятельности Института.
Оценивали проделанный труд наших выпускников наша аттестационная комиссия под руководством Калугиной Ольги Вениаминовны (доктор искусствоведения, член правления «Ассоциации искусствоведов», эксперт по подлинности скульптора А.С Голубкиной); Почетный председатель комиссии Перченко Михаил Ефремович (коллекционер, вице-президент Международной Конфедерации Коллекционеров, Антикваров и Арт-дилеров). В состав вошли: Колосова Ирина Александровна (проректор по научной работе Института арт-бизнеса и антиквариата); Долгих Елена Владимировна (ведущий специалист по декоративно-прикладному искусству страны, доцент РГГУ, автор многих книг, в том числе «Французское стекло. Конец XIX – начало XX века. Личные коллекции России»); Евсеева Наталья Юрьевна (доктор искусствоведения, директор квартиры – музея художников Романа Суты и Александры Бельцовой в Риге).
Были защищены дипломные работы, о которых мы вам сейчас расскажем!
Первой к защите была представлена работа Е. Пьяновой «Проблемы атрибуции и экспертизы работ Александры Бельцовой (1892-1981) на примере её картины «Автопортрет с дочерью» (1925)».
Научный руководитель: Наталья Юрьевна Евсеева – доктор искусствоведения, директор квартиры – музея художников Романа Суты и Александры Бельцовой в Риге.
Екатерина провела экспертные исследования подлинности картины «Автопортрет с дочерью» А. Бельцовой музейного уровня (г. Рига). Екатерина провела большую сравнительную работу. Поэтому из зала последовал вопрос о том, с какой целью была проведена такая тщательная работа.
Екатерина ответила следующим образом: «Конечно, в большей степени данный акцент сделан на то, чтобы продемонстрировать в дипломе процесс атрибуции. То есть каким образом я разбираюсь в потоке информации, как я систематизирую материал и какие методы я использую. И далее, как я могу применить полученные знания, атрибутируя другие работы».
Члены комиссии и зрители задавали вопросы о ценовом диапазоне работ художницы на антикварном рынке, о культурном контексте, внутри которого находятся работы Бельцовой, например, существуют ли мемуары художницы и личные переписки Александры Бельцовой и её мужа. На все вопросы Екатерина отвечала развернуто и подробно.
Члены комиссии сделали особый акцент и похвалили Екатерину: «За методологическую выдержанность и последовательность, за педагогику!»
Следующей на защиту была представлена работа Ю. А. Борисова «Подход к методам атрибуции художественного стекла представителей - Школы Нанси - Эмиля Галле и братьев Дом (на материале личной коллекции)».
Научный руководитель: Долгих Елена Владимировна – ведущий специалист по декоративно-прикладному искусству страны, доцент РГГУ, автор многих книг, в том числе «Французское стекло. Конец XIX – начало XX века. Личные коллекции России».
Очень важно отметить тот факт, что все описания и фото были сделаны на примере личной коллекции Юрия Александровича. Выдающаяся коллекция Школы Нанси - Эмиля Галле и братьев Дом сравнима с хранением художественного стекла в Эрмитаже. Впервые были представлены доказательства подлинности через редкий вид процесса атрибуции - тактильного метода (ощупывания предмета). Также затрагивалась тема с встречающимися подделками разного качественного уровня и изготовленного разными способами.
Члены комиссии отметили: «Собственная авторская методика атрибуции через тактильный способ исследования предмета с преобразованием тактильных сигналов в утверждение о подлинности».
Юрия Борисовича спрашивали также о дневнике, в котором он систематизировал всю полученную информацию. «Я обращаюсь к экспертам, даже когда я уверен в подлинности предмета, для того чтобы понять, как профессионал уровня Елены Владимировны Долгих или эксперты из Эрмитажа, атрибутируют художественное стекло», - ответил Ю.А. Борисов на вопрос из зала.
Финальной работой на защите был диплом «Арбат как социокультурный феномен: частные коллекции и художественные студии XIX- начала XX века.» Н. А. Полкачевой.
Научный руководитель: Калугина Ольга Вениаминовна - доктор искусствоведения, член правления «Ассоциации искусствоведов», эксперт по подлинности скульптора А.С Голубкиной, автор книги «Русская скульптур серебряного века. Путешествие из Петербурга в Москву».
Как и все предыдущие дипломы, работа Натальи имеет также свою уникальную особенность. А именно, по материалам дипломной работы идет подготовка экскурсии «Арт-Арбат»! Такая практика в Институте проводится впервые. Данный проект является уникальной возможностью погрузиться в художественный мир старого Арбата, где живет пластическое искусство сегодня благодаря сложившемуся культурному наследию этого знаменитого места. Наталья очень подробно рассказала о частных коллекциях и художественных студиях Арбата 1900–1920 годах.
Впервые такой материал собран воедино благодаря стараниям Натальи и помощи ее научного руководителя. Аттестационная комиссия отметила: «Высокую практическую значимость и визуальную демонстрацию в виде съемки мини-фильма. Наталья проработала все детали – создала превосходный образ с созданием красных мантий с золотой вышивкой оригинального шрифта Врубеля, подготовила туристическую карту с главными историческими объектами Арбата в оригинальном стиле».
Следующая защита планируется поздней осенью 2023 года. Приходите к нам учиться, вы тоже так сможете!