Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Сивцев Вражек

Дорогие друзья, с большой радостью сообщаем вам, что наш Институт арт-бизнеса и антиквариата переехал в новое здание! Теперь мы располагаемся по адресу переулок Сивцев Вражек 43, на станции метро Смоленская. Это важный этап в развитии Института, поскольку, переместившись в сердце старой столицы, мы мечтаем обогатить учебный опыт наших студентов. Мы хотим сделать пребывание в среде исторического и культурного наследия Москвы непосредственной частью образовательного процесса.

Многими философами и исследователями культуры неоднократно подмечалось, насколько велика роль культурной среды в процессе обучения. Конечно, красивые аудитории не смогут заменить таланта преподавателей, а виды величественных церквей за окном не способны выполнить роль учебной литературы. Однако важность культурного окружения состоит в другом: оно хранит в себе истины, невыразимые в словах, но передающиеся через непосредственный контакт с ними. Одно дело – узнать какую-то информацию об искусстве, антиквариате и организации культурных пространств, но совершенно другое – очутиться в подлинно исторической среде, демонстрирующей видение прекрасного и ценности жителей былых эпох.

И переулок Сивцев Вражек является замечательным примером такого рода среды. Его название родом из XVII века и происходит от слова овраг («вражек»). Переулок несколько раз менял своё название: он был Троицким, Протасьевским, Подьяческим, а в 1910-х годах обрел нынешнее название.

Каждый дом в этом переулке является свидетелем эпохальных событий, в каждом жили выдающиеся для нашей истории люди. Целые ансамбли памятников архитектуры находятся здесь, некоторые из них появлялись на страницах выдающихся литературный произведений. Так, например, дом № 27 – Дом музей Герцена – удивительный особняк с мезонином в стиле ампир. Изначально он принадлежал офицерам, героям Бородинского сражения, Павлу и Александру Тучковым, Герцен же здесь жил в 1843—1846 годах. В доходном доме Зайченко под номером 19, жила М. И. Цветаева и С. Эфрон, здесь часто бывал М. А. Волошин, а в доме 33 долгое время жил М. А. Шолохов. Соседний с нашим корпусом дом 41 в прошлом являлся мужской гимназией имени З. И. Шамониной, во втором его корпусе проживал знаменитый врач Л. А. Тарасевич. Дом 42 представляет собой классический городской усадебный ансамбль Серебряного века. А в перспективе Сивцева Вражка также видна одна из знаменитых московских высоток – здание МИД на Смоленской площади, построенное в 1950–1951 годах.

Сам Институт теперь располагается в не менее памятном месте. Изначально дом 43 был известен как доходный дом Е. А. Шаблыкиной. Он был построен рядом с самой «московской улицей» – Арбатом – в 1906 г. архитектором Олтаржевским. В настоящее же время в этом здании находится Российская Ассоциация искусствоведов и Галерея Графических Искусств Андрея Дзамашвили. Не трудно представить, сколько творческих импульсов родилось в этих местах и как много идей было осуществлено при поддержке единомышленников, влюблённых в искусство.

С 1920 г. 1942 год, вплоть до своей смерти, в доме №43 жил и работал выдающийся представитель русского символизма и модерна, мастер религиозной живописи Серебряного века М. Нестеров. В предреволюционные годы признанный мастер жил в доме Щербатова на Новинском бульваре, где помимо квартиры, размещалась мастерская живописца. Однако в ходе революции часть его имущества оказалась национализирована и уничтожена. Удалось сохранить очень немногое. Поэтому Михаил Васильевич принял предложение дочери поселиться на Сивцевом вражке, в доме 43.

Во время проживания у дочери, в течение советского периода, творчество Михаила Васильевича претерпевает некоторые изменения. Тема Руси христианской, столь любимая мастером до революции, вряд ли нашла бы отклик у советских граждан, поэтому данный период характерен большим обращением Нестерова к портрету. Однако и здесь художник был избирателен, предпочитая портретировать близких ему по духу людей. Отмечается также и почти полное отсутствие портретов, написанных на заказ. Художник желал написать портреты патриарха Тихона, философа В. Розанова, священника Павла Флоренского.

Михаил Нестеров. Портрет скульптора В.И.Мухиной
Михаил Нестеров. Портрет скульптора В.И.Мухиной
http://www.tanais.info/art/card/nesterov19.html

Говоря об архитектуре самого здания, важно отметить, что в декоре главного фасада шестиэтажного доходного дома на Сивцевом Вражке, архитектор использовал неогреческие мотивы. Парадный вход, расположенный в центральной части оформлен восемью дорическими колоннами, поддерживающими широкий антаблемент, над которым расположено большое полукруглое окно с сохранившимся подлинным столярным заполнением. Боковые части отмечены выступающими эркерами с трехчастными окнами.

Окунувшись в атмосферу этого места, будто созданного для того, чтобы в нём творили и говорили об искусстве, понимаешь: трудно найти лучшее место, где мог бы расположиться наш Институт, который своим талисманом выбрал греческую камею, напоминающую узоры лепного декора на здании, который также выдержан в греческом стиле. И вот уже больше 10 лет с этой эмблемой наше образовательное учреждение дополнительного образования растёт и развивается, открывает новые возможности и связи.

Заворачивая с исторических магистралей Остоженки и Пречистенки в беспрецедентно насыщенные культурным наследием улочки старой Москвы, каждый почувствует себя невеждой, озаренным сократовской мыслью — «Я знаю, что ничего не знаю» — перед лицом Красоты и Исторической памятью.