Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Хранение музейных предметов

С 1 января 2021 года вступил в силу Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 № 827 "Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций"[4]. Должно было пройти аж тридцать пять лет и почти тридцать лет после распада Советского Союза, чтобы произошли какие-либо изменения в законодательстве о хранении музейных предметов, поскольку документ 2020 года пришел на смену Приказу Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 "Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР", и теперь имеет важное значение для мира культуры [3]. Итак, что же изменилось или добавилось в руководстве по хранению музейных ценностей?

В первую очередь, изменения касаются самой структуры в организации хранения предметов. Ранее собрания всех музеев состояли из основного и научно-вспомогательного фондов, а также фонда «сырьевых материалов» в естественно-научных музеях [3]. Теперь же перечень фондов, кроме вышеуказанных, дополнился экспериментальным фондом и «иными фондами, образованными по согласованию с учредителем музея» [4]. Все музейные экспонаты входят в состав фондов, для каждого из которых прописаны отдельные рекомендации по хранению.

Спустя 35 лет появились новые термины, связанные с современным искусством. В новом приказе они звучат как «инсталляции, состоящие из авторских произведений, имеющих самостоятельную художественную ценность», «видео-инсталляции», «иные арт-объекты с оригинальной художественной концепцией».

Сегодня мы совместим рубрику #шедеврнедели с отрывком из нашей новинки «Говорит и показывает искусство» (goo.gl/4DAHCi). Перед вами — инсталляция «Холодная темная материя: вид во время взрыва» Корнелии Паркер: ⠀⠀⠀ «Основой для нее послужил садовый сарай, для взрыва которого художница привлекла британские вооруженные силы. Паркер решила воссоздать момент взрыва. Она подвесила все элементы так, как будто сарай разлетается на кусочки в эту секунду. Мы испытываем чувство бренности и быстротечности…

Корнелия Паркер. «Холодная темная материя: вид во время взрыва». Инсталляция

Данные предметы относятся к экспериментальному фонду, однако могут быть переведены в основной фонд музея в соответствии с решением Экспертной фондово-закупочной комиссии.

В документе также даны рекомендации о том, каким образом следует нумеровать данные предметы при регистрации. Они регистрируются либо коллективной записью под индивидуальными номерами, либо под одним (суммарным) номером [4].

Нововведением являются положения о сохранности цифровых музейных предметов. Она подразумевает под собой размещение файлов в специально организованном защищенном электронном архиве - цифровом репозитории. Организация безопасного хранения обеспечивается хранением резервных копий и выверкой хранимых цифровых музейных предметов. Проверка технического состояния копий проводится через год после приема цифровых музейных предметов на хранение в музей и далее не реже одного раза в пять лет.

Элементом единицы хранения цифрового репозитория является файл формата xml в кодировке UTF-8, поскольку он может использоваться как для машинного чтения, так и для чтения человеком [4].

Кроме того, в новом приказе выделены отдельные категории предметов, о хранении которых не было должным образом упомянуто в документе предыдущего образца. Например, это касается предметов монументального искусства из археологических раскопок и музейных коллекций: фрагментов настенных росписей на лессовой основе, скульптуры на лессовой основе, фрагментов древнерусских фресок на известковой штукатурке, фрагментов предметов из резного обугленного дерева.

Данные фрагменты должны быть смонтированы на новое основание, в качестве которого может выступать пенопласт, либо деревянный подрамник с ячейками, заполненными заливочным пенополиуретаном, либо монтировочная конструкция с подрамником, металлическим листом на воско-канифольной мастике, сохранность которого осуществляется в хранилище на специальном оборудовании. Предметы развешиваются на стационарных стенах, которые снабжены перфорированными металлическими листами, или выдвижных щитах с такой же системой перфорации.

Хранение фрагментов фресок. Фондохранилище Эрмитажа

Все артефакты должны быть обернуты микалентной или папиросной бумагой. Микалентная бумага производится из хлопка, и поэтому устойчива к высоким температурам.

Еще одним нововведением являются указания по хранению памятников восточной живописи: свитков на шелке и бумаге, холсте, хлопке, ширм, древней живописи из археологических раскопок [4].

Это касается, в частности, хранения буддийской тангки - в тибетском изобразительном искусстве – изображения религиозного содержания, выполненном клеевыми красками или отпечатанном на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованного смесью из мела и животного клея [1]. Хранить ее следует в ячеистой конструкции, рассчитанной на 5 свитков.

Тибетская тангка, изображающая дайтью Хаягриву – персонажа индуистской мифологии.

Кроме того, даны указания по условиям хранения китайских, корейских и японских свитков с живописью на шелке и бумаге, которые следует также располагать в вышеуказанной системе хранения, либо оборачивать в микалентную каландрированную бумагу и размещать в длинных футлярах-коробках [4].

Рекомендации относительно индонезийской живописи на хлопковой ткани выделены в отдельный пункт. Дело в том, что Индонезию принято считать родиной батика – техники росписи хлопчатобумажных тканей с использованием резервирующего состава (воска) [2]. Неудивительно, что хранение живописи из Индонезии требует особого внимания.

Фрагменты индонезийского батика ручной росписи
Фрагменты индонезийского батика с исламскими мотивами

Ширмы (китайские, корейские, японские) следует хранить на выдвижных драйверах в вертикальном положении, а китайские, японские, корейские с живописью, выполненной на различных основах веера – в футлярах с наполнителями из мягкого материала, обтянутого шелком.

Японская ширма на выдвижном драйвере. Япония. Токийский национальный музей.
Веер эпохи Барокко с футляром. Россия. Эрмитаж

Отдельно вынесены правила для китайских картин, выполненных на тетрапанаксе клеевыми красками и тушью, которые необходимо хранить в альбомах или паспарту, и для миниатюрной индийской живописи на пластинах из слоновой кости, которую следует беречь от прямого механического и атмосферного воздействия.

Барометр в виде старинных часов в Екатерининском дворце, который определяет погоду. Санкт-Петербург

Следует сказать, что в новом положении указана еще одна новая группа предметов – это часы и механизмы, рекомендациям по хранению которых уделено достаточно внимания. Так, хранение часов зависит от материала их корпуса (например, деревянные часы хранят в соответствии с требованиями по хранению мебели). Даются точные правила хранения часов с открытыми стрелками, защитными стеклами, часов с суточным заводом, напольных, карманных и наручных часов. Предусмотрена работа механизмов в штатном режиме, для чего предлагаются различные варианты хранения в зависимости от предполагаемого характера использования экспоната.

Джеймс Кокс, Фридрих Юри. Часы «Павлин» в Эрмитаже.1772 г. Санкт-Петербург

Стоит заметить, что в связи с повышением качества эксплуатации зданий, находящихся в ведомстве Министерства культуры, о музеях, представляющих собой деревянные постройки, в новом положении теперь не сказано ни слова, так же, как и о хранении предметов в неотапливаемых помещениях и в зданиях без электрического света.

Теперь добавлены более подробные рекомендации, касающиеся функционала, например, указания относительно освещения, требования к условиям микроклимата, хранения музейных предметов в фондохранилищах [4].

Новый приказ безусловно имеет важнейшую ценность для отечественного музееведения. Терминология, понятийный аппарат, структура организации музейного хранения в приказе теперь стали актуальны и созвучны с законодательством международного профессионального сообщества. Это позволяет оперировать терминами, говорить на одном юридическом языке в деловой переписке, осуществлять научное сотрудничество, а также поддерживать тесную связь с европейскими музеями.

Источники:

  1. Буддийский словарь [Электронный ресурс]. URL: dharmasite.ru…dictionary (дата обращения: 26.02.21).
  2. Художественная роспись ткани в Индонезии. Искусство батика // Евразийский Союз Ученых. [Электронный ресурс]. URL: euroasia-science.ru…роспись-ткани-в-индон (дата обращения: 26.02.2021).
  3. Приказ Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР».
  4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 № 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций».