Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Пост релиз «Столпы Русского Авангарда.
Три точки зрения.»

Дорогие друзья!

16 декабря 2021 года студенты института «Арт Бизнеса и Антиквариата» посетили замечательный Арт - кластер «АРТЕФАКТ».   Нас встречала Елена Владимировна Грибоносова-Гребнева - кандидат искусствоведения, Генеральный директор Общероссийской ассоциации искусствоведов,  одна  из основательниц галереи «ГросАrt». Это уютнейшее место в тиши старинных зданий в самом центре Москвы на  Пречистенке 30/2. Елена Владимировна любезно рассказала нам об истории создания галереи, о выставке «Столпы русского авангарда», являясь куратором этой выставки. Мы познакомились с творчеством Николая Ватагина, Георгия Литичевского, Вячеслава и Колейчука. Этот проект посвящен «столпам русского авангарда» – знаковым фигурам новаторов отечественного искусства первых десятилетий ХХ века, таким как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Петр Кончаловский Варвара Степанова и другим.

Сразу при входе, нас встречали созданные Николаем Ватагиным пятнадцать деревянных раскрашенных маслом полуметровых, псевдо-лубочных и условно портретных фигур творцов авангарда, передающих большее или меньшее сходство, с прижизненными фотографиями и описаниями современников. Но при ближайшем рассмотрении выражают совокупное образное восприятие автором своих моделей. Оно нацелено на выявление основополагающего стержня их личностей и характеров: аскетичного, экстравагантного, брутального, напористого, игривого, вальяжного, фанатичного, делового… Увлекательная псевдо-лубочная ирония художника, воскресающего к жизни то ли героизированных «кукол», то ли утрированных памятников, не сводима к единому знаменателю и говорит о разном «градусе» интереса к «увековеченным» персонажам. С одними его связывает более давняя и тесная «виртуальная дружба», как например с Малевичем, Кончаловским, Ларионовым, Кандинским, Филоновым, к чьим фигурам он обращался и ранее. С другими - он словно мимоходом знакомится и ограничивается вежливым «приветствием».

Если основные средства Николая Ватагина в его игровом диалоге с авангардистами – это объем и цвет, то носитель еще одной  точки зрения на русский авангард – приверженец актуальных художественных практик, Георгий Литичевский, привычным для него монохромным графическим способом создает на двадцати двух листах оригинальную комиксную историю о «Рождении Авангарда из Духа Кричащего Облака и Зрячего Слуха». В ней автор разворачивает остроумную динамичную, снабженную искрометным комментариями и репликами ленту событий, посвященных основным вехам становления, развития и даже «канонизации» авангарда, начиная с упоминания о рецензии Александра Бенуа 1910 года на выставку Союза Русских Художников, где он впервые употребляет понятие «авангард»; и заканчивая сценой вручения Малевичем, поэту Даниилу Хармсу книги со своей дарственной надписью в 1927 году.

Дополняет и усиливает экспозицию выставки игровой «Тотальный театр» Вячеслава Колейчука. Автор третьей точки зрения на русский авангард и его создателей- это автор кинетического искусства 1960-2010 г-х годов. Колейчук  активно перерабатывал и развивал в своем творчестве пластические идеи Малевича, Родченко, Татлина. Тесно соприкасаясь с так называемым «авангардом второй волны», Колейчук удачно воплощал в отдельных работах не лишённый парадоксальности синтез пиетено-серьезного и травестийно-игривиого начала в рамках собственного авангардного «перевоплощения». В этом смысле выделяется созданная им инсталляция «Супрембыть», которая включает в себя объемно-пространственные композиции как самого Колейчука, так и художников его мастерской – Анны Колейчук и Вадима Таллерова. В общей сложности в его раздел входят около двадцати конструкций и объектов, выполненных из дерева, пластика и металла.

В столь приятной и радушной беседе с Еленой Владимировной незаметно прошли 3 часа, мы узнали много нового и интересного про русский авангард и графику, об истории галереи  «ГросАrt».  . Мы узнали о творчестве Николая Крымова, Владимира Роскина, Александра Дейнека, Леонида Сойфертиса, Ле Кампион, Николая Чернышова,  Александра Кузькина и других. Было интересно увидеть работы московского графика Галины Ваншенкиной, созданные в уникальной технике с помощью нитей и бинта, которые заставляют не только видеть смысл работ, но и думать. Любимая тема галереи – графика. Это чувствуется даже в интерьере галереи и в тематике проводимых персональных выставок, позволяет задуматься о первых шагах для коллекционирования и декорирования своего пространства.

Яркие краски, использованные в работах художников, погружают тебя в воспоминания и атмосферу веселого, беззаботного детства, которая дает положительный заряд на долгое зимнее время.