Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Пост-релиз «Царские подарки российских монархов»

В июне 2022 года студенты «Института Арт Бизнеса и Антиквариата» посетили галерею искусств «Старинные подарки», которая открылась выставкой «Царские подарки российских монархов». Организатором выставки выступил известный антиквар Михаил Суслов. Галерея находится в старинном здании – Гостином дворе, рядом с Красной площадью – в самом центре Москвы. Студенты познакомились с неординарными экспозиционными приемами, использованными Михаилом Сусловым при организации выставки. Представитель галереи любезно провела нас по галерейному пространству, рассказала о значимых произведениях декоративно-прикладного искусства. Вместе с ней мы рассмотрели предметы императорского интерьера: консоли, комод Екатерины Великой, мемориальные канделябры, антикварный фарфор. И сейчас мы расскажем об экспонатах, с которыми познакомились наши студенты на выставке!

Сотрудник галереи на фоне открытых витрин рассмотрела с нами экспонаты выставки «Царские подарки российских монархов»:

Мемориальные парные канделябры из письменного гарнитура императрицы Марии Федоровны. В гарнитур входило 15 предметов: канделябры, ящик для бумаг, чернильница, бювар, колокольчик, вазочка для перьев, печать, чашка для песка, ножик для разрезания бумаги, ножик для чистки бумаги и подсвечники. Рисунки этих предметов были разработаны художником и архитектором Гаральдом Андреевичем Боссе в 1866 году для изготовления на Петергофской гранильной фабрике по случаю свадьбы цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Федоровны. Бронзовые детали с монтажом были заказаны через фирму «Никольс и Плинке».

Родонитовый гарнитур императрицы Марии Федоровны находился на письменном столе в ее кабинете в Аничковом дворце в Петербурге. Второй такой же набор, но с инициалами «О.Н.» повторили в 1869 году для великой княгини Ольги Николаевны – королевы Вюртембергской.

Канделябры выполнены в технике бронзового литья; чеканка, золочение, родонит, резьба аппликация. Санкт-Петербург, Петергофская гранильная фабрика, английский магазин «Никольс и Плинке», 1866 год, размер 59 х 30 см.

Парадные дворцовые вазы, приобретённые для императрицы Марии Александровны. Они проектировались архитекторами для оформления дворцовых покоев российских монархов, а также выполнялись по заказу членов императорской фамилии.

Представленные в собрании галереи парные дворцовые вазы в бронзовом оформлении богато декорированы цветочной росписью и экзотическими птицами. Конкретно эти вазы экспонировались на ежегодной предрождественской выставке, организованной в концертном зале Зимнего дворца в декабре 1861 года, и были приобретены для императрицы Марии Александровны.

Вазы из фарфора в бронзовом оформлении по форме Августа Карповича Шписа, надглазурная полихромная роспись Федора Ивановича Красовского (1820-1863). Золочение, цировка. Императорский фарфоровый завод, 1861 год, высота ваз – 72,3/73 см.

Параллельно выставочным экспонатам мы рассматривали не менее ценные предметы искусства, представленные в галерее. Например, в витрине находится прекрасная ваза Императорского фарфорового завода. Один из медальонов содержит живописную копию полотна Карла Ван Лоо «Юнона» (1736 г.), находившегося в собрании Эрмитажа в XIX веке (см. ниже). На обратной стороне вазы в медальоне – цветочный букет.

Юнона. Карл Ван Лоо. 1736. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Холст, масло. 132х141.

Фарфор, надглазурное монохромное крытье, надглазурная полихромная роспись, позолота, цировка. Роспись предположительно мастера исторической живописи по фарфору А.Ф. Миронова (1826-1899). Бронза, литье, чеканка, золочение; 1850-1860-е годы, высота - 57,5 см.

Ваза опубликована в каталоге «Антология русского Фарфора XVIII - начала ХХ века. Вазы Императорского фарфорового завода 1855-1917 гг.». К слову, экземпляр этого каталога есть и в библиотеке Института.

Далее в залах на выставке мы рассмотрели подносные вазы Николая I. Эти искусные произведения первой трети XIX века с орнаментальным декором и ручками в виде музицирующих эльфов созданы для подарка императору на Рождество (1826 г.). Вазы аналогичной формы с жанровой и пейзажной росписью находятся в собраниях Государственного Русского музея, Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск» и других музеев.

Вазы из фарфора, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1826 год, высота - 38,5 см.

В центре первого зала выделялся Серебряный столовый сервиз из 78 предметов в «русском стиле». Он был исполнен в 1879 году одним из ведущих петербургских мастеров серебряных дел, поставщиком императорского двора Карлом Альбрехтом. Уникальность представленного многосложного сервиза заключается в его редко встречаемой комплектности. Наличие личного графского герба служит признаком фамильного сервиза, исполненного по персональному заказу представителей русского дворянства. Затейливые изображения петушков в сочетании с фантазийным флоральным и геометрическим орнаментами в технике выемчатых эмалей, «куриными ножками», фигурными хватками делают сервиз удивительным образцом русского ювелирного искусства петербургской школы второй половины XIX века.

Серебро, золочение, перегородчатая полихромная эмаль на лезвии ножей клеймо-четверник Санкт-Петербургской Пробирной палаты для 1879 года с обозначением пробы серебра «84» и инициалами старшего пробирера «И.Е» И.В. Евстигнеева, гербом Петербурга; на изделиях клеймо-двойник с пробой серебра «88» и гербом Петербурга в виде якоря, поставщик Императорского двора Карл Альбрехт, 1879 год, общий вес - 21 946 г.

В следующем зале мы восхищались старинным цветным художественным стеклом. Студенты узнали, как стеклоделы добивались экзотических оттенков: для окрашивания стекла в салатовый цвет добавляли уран, для красного – частицы золота.

В витрине с изделиями из художественного стекла особое место занимала ваза-чаша с ручками в виде змеи, выполненная по рисунку выдающегося русского архитектора классической традиции А.Н. Воронихина. Воронихин – архитектор Казанского Кафедрального собора в Санкт-Петербурге. Этот факт в разы увеличивает стоимость вазы на рынке антиквариата.

Также она является парной к вазе, представленной в собрании Государственного Эрмитажа. Бронзовые детали имеют все признаки петербургской работы конца ХVIII – начала XIX века.

Ваза изготовлена из бесцветного хрусталя, шлифовка «алмазной гранью», бронза, литье, чеканка, огневое золочение. Россия, Санкт-Петербург, Императорский стекольный завод, 1800-е годы, размер (в/ш/г): 13,6 х 30,3 х 14,8 см.

В центре зала гордость галереи – Фарфоровый стол Императорского завода в стиле «второе рококо» (вторая половина XIX в.).

Фарфоровые столы, как драгоценные произведения искусства, украшали императорские и великокняжеские интерьеры. Поистине уникальные предметы искусства эффектно представляли Императорский фарфоровый завод на российских и международных выставках.

Фарфоровый стол интересен столешницей цельного обжига. Она украшена блестяще исполненной росписью в виде роскошного венка российских полевых цветов.

Стилистика богатого рельефного декора ножки в виде причудливо изогнутых форм и завитков позволяет датировать стол временем правления императора Александра II, когда в декоративно-прикладном искусстве господствовало так называемое «второе рококо».

Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, вторая половина 1850-х–1860-е годы, высота - 75 см, диаметр - 65 см.

На выставке был представлен мемориальный картоньер Марии Фёдоровны из Аничкова дворца. Создан по заказу супруга Марии Федоровны – будущего императора Александра III. Выполнен в стиле французских мебельщиков конца XVIII века в мастерской Фридриха Мельцера в Санкт-Петербурге. Картоньер входил в состав большого кабинета Голубой гостиной, личных императорских покоев, и пользовался у Марии Фёдоровны особой любовью. Стол был изготовлен Торговым домом «Мельцер Ф. и К°», удостоенного Николаем II высокого статуса поставщика императорского двора.

Хвойная порода (основа), фанерование красным деревом, резьба, точение, полировка, фигурные декоративные накладки золоченой бронзы, чеканка. Санкт-Петербург, мастерская Ф. Мельцера, 1860-е гг., размер (в/ш/г): 110,5 x 97 x 43,5 см.

В рамках занятия студенты проанализировали выставочное пространство и выявили уникальность экспозиционного подхода, примененного Михаилом Сусловым. Ощущение интеллектуального пространства создается за счет эстетически выверенного ритма и диалога между предметами. Произведения, которые являются отдельными экспонатами –сервизы, французские кабинетные часы, канделябры, кабинетные лампы и предметы кабинетного обихода (например, бювар), вписаны в пространство с антикварной мебелью в традициях императорских интерьеров.

Верхние залы отданы галеристом под демонстрацию живописных полотен крупных размеров.

В центре этих залов находятся самые значимые мебельные экспонаты в коллекции антиквара.

Один из мебельных экспонатов – стол-жардиньерка мастерской братьев Гамбс, выполненный по заказу императрицы Александры Федоровны в 1849 году. Эскиз стола-консоли был разработан архитектором А.И. Штакеншнейдером, которому в свое время было поручено возведение крымского дворца для императрицы. Тройное название предмета объясняется особенностями его конструкции. Под съемной столешницей скрывается углубление, предназначенное для специальной металлической емкости, в которую можно было поместить различные растения в горшках. Каждая грань конструкции декорирована бронзовой тягой, что усиливает впечатление нарядности изделия.

Хвойные породы (основа), фанерование розовым деревом, полировка, резьба, фигурные декоративные накладки золоченой бронзы, чеканка, фарфоровые вставки с надглазурной полихромной росписью: с тыльной стороны центральной фарфоровой вставки сохранилась сделанная черным карандашом надпись: «1849 г. Iюня 14 Фольтманъ», Санкт-Петербург, мастер Фольтман мастерской Петра и Эрнеста Ганбсон, 1849 год. Размер (в/ш/г): 104 x 98 x 55 см.

Жемчужиной коллекции Михаила Суслова является принадлежавший императрице Екатерине Великой мемориальный комод с вензелем и гербом Сибири. Это редкий пример русской мебели, исполненный петербургскими мастерами в середине 1760-1770-х годов. B богатый наборный орнамент в виде крупной трельяжной сетки включены детали из моржовой кости, эффектно контрастирующие по фактуре и цвету с ценными породами дерева. В Государственном Эрмитаже находится еще один комод – оба были сделаны, вероятно, для подношения императрице Екатерине Великой. Изготовлены по заказу Никиты Акинфиевича Демидова – владельца многочисленных металлургических заводов в Сибири, почетного члена Академии художеств и Вольного экономического общества.

Хвойные породы (основа), фанерование палисандром, красным, розовым, черным деревом, амарантом в технике маркетри, моржовая кость, резьба, серебряные накладки, литье, чеканка. Санкт-Петербург, середина 1760-х - первая половина 1770-х годов, размер (в/ш/г): 75 x 95 x 55 см.

Путешествие в антикварный мир галереи «Старинные подарки» открыло студентам Вселенную любви к старинным предметам искусства.

Институт выражает благодарность за подачу информации в сфере научных интересов наших студентов.

У студентов Института есть возможность не только слушать лекции в аудитории, но и посещать уникальные мастер-классы, антикварные галереи, профессиональные выставки и многое другое! Подробнее об образовании и курсах Вы можете узнать в разделе «Программы».