Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

С хранителем и куратором в Архангельском: хранение стекла и фарфора.

В октябре студенты Института арт-бизнеса и антиквариата посетили усадьбу Архангельское, где прослушали мастер-классы от хранителей музея-заповедника, а также увидели уникальную коллекцию, представленную на выставке «Отражение изысканного вкуса. Фарфор из собрания князей Юсуповых».

Студенты ознакомились с коллекцией керамики, стекла и фарфора открытого хранения. Провела мастер-класс Москалёва Анастасия Евгеньевна, старший научный сотрудник сектора керамики, стекла и фарфора.

Коллекция стекла включает в себя более 300 предметов. Цвет, гравировка, гранение — все то, что придает стеклу особую эстетику, зависит от его состава. Например, стекло может «болеть». Под воздействием влажности и времени стекло разрушается, если в составе присутствует сода. И все древнее стекло, такое как египетское, венецианское, римское — все содовое. Процесс «болезни» стекла можно остановить, но повернуть его вспять невозможно. Поэтому проводить профилактику обязательно, чтобы предотвратить его разрушение.

Например, продолжает эксперт, для решения этой проблемы чешские мастера в XVII веке изобрели технологию добавления в состав стекла нового элемента — извести. В результате появляется знаменитое богемское стекло, которое не боится влажности, кроме того, прекрасно поддаётся гравировке.

Англичане пошли свои путем и создали «свинцовое стекло». Сначала пытались его гравировать пока не поняли, что стекло идеально переносит гранение. И под воздействием шлифования стекло обретает блеск подобный бриллианту (алмазу). Так появляется гранение под названием «алмазное».

Особую эстетику в гранение привнесли русские мастера хрустальщики, которые изобрели новый тип грани «Русский камень». В результате порезок образуются удивительной красоты восьмигранные пирамидки со срезанной плоской верхушкой. До начала XIX века этой технологией обладали исключительно наши мастера.

Далее студентам представили обширную коллекцию фарфора. Особым вниманием пользуется столовый фаянсовый сервиз, определение происхождения которого вскрывает удивительный факт подделок в истории производства фаянса и фарфора. Сервиз украшен надписью «Архангельское» и повторяет формы изделий Мейсенской фарфоровой мануфактуры и голландских мастеров середины XVIII века.

Атрибутировать изделие помог случай. На праздновании юбилея Мейсенской фарфоровой мануфактуры в 2010 году сотрудники музея-усадьбы встретились со знатоками из Общества любителей фарфора при Мейсене и получили дополнительную информацию. Во второй половине XIX века в Париже существовала фабрика Samson & Cie, полное название которой «Фабрика по изготовлению репродукций старинных работ из музеев и частных коллекций» (в кругу коллекционеров она именовалась «Фабрикой подделок»). Эдме Самсон делал репродукции изделий всех ведущих на тот момент марок (брендов), включая изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Копировались не только формы, но и клейма. После нескольких судебных исков в его сторону, Самсон начал обозначать изделия литерой «S» и размещать клеймо надглазурно. Существуют особенности изображения литеры «S», которые «подстраиваются» под фарфорового мастера, и это известно экспертам.

Были известны случаи, когда марку Самсона, нанесенную надглазурно, достаточно легко стирали с поверхности предметов, выдавая их за изделия XVIII века. Несмотря на это, изделия Эдме Самсона имеют большое историческое и художественное значение. Сегодня в мире они едва ли не более редкие, чем подлинные изделия, которым подражали. Но стоит отметить, что Самсон был не единственным копиистом — ему тоже подражали.

Ваза с фигурной ножкой, мануфактура Эдме Самсона, вторая половина XIX в. Музей Гардинера.

Любопытным стал рассказ о фигурке фараона. Мода на украшения и подарки связана с предпочтениями императорской семьи. Александр III на большой торгово-промышленной ярмарке приобрел себе небольшую фигурку фараона авторства камнереза Салё.

Фигурка фараона, камень, 1870-е. Музей-заповедник «Архангельское»

Анастасия Евгеньевна также отметила, что в коллекции очень много неполных сервизов: это связано в первую очередь с тем, что они были распределены в своё время по музеям СССР, чтобы человек в каждом уголке большой страны мог больше узнать об искусстве.

После мастер-класса студенты Института отправились в атмосферное кафе «Дача №7». Конечно, впечатлений было много, хотелось их обсудить.

По окончании перерыва слово взяла Бережная Надежда Леонидовна, знаменитый куратор выставки «Отражение изысканного вкуса. Фарфор из собрания князей Юсуповых». Ранее Надежда Леонидовна была главным хранителем фарфора в Архангельском.

Выставка открывается работами японских и китайских мастеров. В те времена восточный фарфор воспринимался как признак огромного богатства. Многие аристократы выставляли такой фарфор напоказ, и Юсуповы задавали в этом моду.

Самые ранние предметы коллекции Юсуповых — это японская ваза конца XVII века и китайское кашпо начала XVIII века.

Японские вазы конец XVII — начало XVIII вв. Музей-заповедник «Архангельское».

Фарфор долгое время оставался загадкой для европейцев — пытались заново изобрести фарфоровое тесто. Этот хрупкий материал не сохраняет запаха и прекрасно поддаётся росписи. Голландцы, например, пытались повторить китайский фарфор внешними качествами — от этих «экспериментов» есть сервизы, расписанные синим кобальтом.

Надежда Леонидовна отметила, что большинство ваз, представленных в собрании Юсуповых — декоративные. Однако имеются вазы, которые создавались и с практической целью — это вазы-ароматницы. Они были необходимы на балах и других многолюдных собраниях. В них наливали ароматические масла, чтобы нейтрализовать неприятный запах.

Ваза-ароматница в форме гондолы, 1756 год. Музей-заповедник «Архангельское»

Появившиеся в XVIII веке десертные сервизы были украшены лучше и богаче. Связано это было в первую очередь с тем, что десерт должен приносить сладость всему: в том числе и глазам. А знакомые мифологические и исторические сюжеты на чашках и тарелках задавали тему для разговоров.

Кроме мифологических сюжетов также были распространены росписи с птицами. В эпоху Просвещения это было особо актуально — образованная публика интересовалась атласами флоры и фауны и данный сюжет был в моде.

Ваза на фигурной ножке. Гурьевская мануфактура, 1820-е. Музей-заповедник «Архангельское»

Большинство предметов коллекции фарфора связано с именем Бориса Николаевича Юсупова, который продолжил дело своего отца. Однако и потомки тоже внесли свой вклад в семейную коллекцию фарфора. Небезызвестная семья Юсуповых была запечатлена на тарелках Мейсенской мануфактуры. Декоративные тарелки датированы 1890-ыми годами.

Фарфоровые тарелки Мейсенской мануфактуры, 1910-е годы. Музей-заповедник «Архангельское».

Студенты получили не только массу новых знаний, но и удовольствие от общения с признанными специалистами в своём деле. Закончился наш второй мастер-класс фотографией на память.