Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Пост-релиз из галереи «Гросart»

Недавно студенты института «Арт Бизнеса и Антиквариата» посетили галерею «Гросart». Галерея находится в арт-кластере «АРТЕФАКТ» на улице Пречистинка. «Гросart» создана искусствоведами Еленой Грибоносовой-Гребневой и Еленой Осотиной в ноябре 2013 года.

Об истории галереи нам любезно рассказала один из ее идейных основателей — Елена Владимировна Грибоносова-Гребнева (кандидат искусствоведения, Генеральный директор Общероссийской ассоциации искусствоведов — АИС). Галерея специализируется на отечественном современном искусстве 20-го века. И особенно создателям интересна линия отечественного модернизма. Елена Владимировна использовала необычное авторское изложение, когда рассказывала нам об истории своей галереи. Свой рассказ она вела с помощью каталогов прошедших выставок. В представленных изданиях прослеживается трепетное отношение к каталогам, как к отдельным проектам. Специфика культуры книгоиздания «Гросart» основывается на выборе излюбленных шрифтов, специальной бумаги для диалога с графикой и синергии текста и образа. Благодаря этому, каталог становится самостоятельным художественным произведением.

Попробуем исследовать рассказ Елены Владимировны об истории галереи, раскрывая особенности авторских концепций выставок и каталогов. До «Гросart» Грибоносова-Гребнева была соучредителем галереи «Г.О.С.Т.». В декабре 2003 года была проведена первая выставка, посвященная московскому художнику — Владимиру Роскину. (Малый Власьевский переулок, секция дизайнеров при Союзе Художников.) Здесь было представлено его наследие из живописных работ с начала 1910-х годов. Некоторые произведения он создавал в соавторстве со своим другом Владимиром Маяковским, а в некоторых — сам отражал свою дружбу с Маяковским, Шагалом и другими представителями интеллигенции того времени.

Основатели «Г.О.С.Та» чувствовали необходимость в организации выставок, посвящённых графике. Выставка называлась «Музей графики. Дополнение к истории». Работы для этого проекта собирали у коллекционеров и наследников художников. Также свои работы предоставил художник Владимир Грохотов. Были представлены произведения Ростислава Барто, Льва Бруни, Василия Ватагина, Сергея Герасимова, Андрея Гончарова, Владимира Лебедева, Дмитрия Краснопевцева, Татьяны Мавриной и Александра Шевченко.

Елена Владимировна с теплотой отметила автора дизайна первых каталогов — Ксению Коловершину (каталоги «Владимира Роскина» и «Музея графики»).

В своем дальнейшем рассказе Елена Владимировна отметила, что с того времени жанр графики в модернисткой манере стал одним из основных направлений галереи. Поэтому следующая выставка «Путешествие во времени и пространстве» отображала этот интерес. Были представлены ВХУТЕМАСовцы: Михаил Кадукевич, Елена Каравай, Лев Бруни, Антон Чирков, Николай Чернышов, Михаил Куизин, Владимир Фаворский. Художники путешествовали в Среднюю Азию, на Кавказ и в Крым, поэтому и назвали выставку «Путешествие во времени и пространстве».

Рисунки Николая Крымова стали темой для нового проекта галереи. Наследие Крымова, сохраненное учениками, предоставлено исследователем и знатоком творчества Крымова — Иваном Порто. Пейзажи Крымова могут показаться пленэрными, но благодаря пометкам на полях рисунков становится понятно, что на пленэре он делал только рисунки, а картины писал по ним в своей мастерской.

После интересного наблюдения о Николае Крымове Грибоносова-Гребнева отмечает каталог выставки художника Александра Древина. Галеристы приобрели у потомков его рисунки и поставили перед собой задачу показать Древина как прекрасного графика.

В дальнейшем рассказе Елена Владимировна представляет каталог, посвященный сразу двум художникам: Ольге Фаворской (мать Владимира Фаворского — «патриарха» графики и книжной иллюстрации) и Владимиру Дервизу (отец жены Фаворского). Первая половина альбома включает работы Ольги Фаворской из семейного архива, а вторая половина — Владимира Дэрвиза.

Завершает авторскую дизайнерскую линейку альбомов от Сергея Андриевича (автора большинства каталогов галереи) издание, посвященное теме обнаженной натуры в графике 20-го века «Ню’n’нью 1920/2000». Рисунки скомпонованы на разделы по степени нарастания радикальности взглядов на обнаженную натуру в искусстве. Начинают альбом живые рисунки Владимира Лебедева, Ивана Бруни, Николая Тырсы, а конце фигурируют острые работы Леонида Сойфертиса, Павла Зальцмана и Александра Юликова.

В феврале 2007 года галерея Г.О.С.Т. обосновались в «Артефакте», и с этого момента галерея активно сотрудничает с внешними площадками: Литературный музей им. Даля, выставочный зал «Домик Чехова» на Малой Дмитровке и другие.

Далее Елена Владимировна выделила выставку «Ле Кампион и московская школа гравюры». Валантен Ле Кампион это псевдоним французского ксилографа Валентина Николаевича Пита. Данная выставка призвана обозначить соотнесение искусства Ле Кампиона с наиболее значимыми явлениями московской гравюрной школы (2005). Яркими представителями московской гравюры являются Владимир Фаворский, Павел Павлинов и Алексей Кравченко. По словам Русакова: «в целом, собственный язык гравюры на дереве Ле Кампиона вырастает на скрещении типичных черт московской гравюрной школы и традиций старой «французской ксилографии с ее латинским» пониманием пластики, полноты и чистоты формы».

В 2005 году, к юбилею победы в Великой Отечественной Войне была проведена выставка «Графические ракурсы войны». В каталоге интересно контрастировали рисунки двух графиков Александра Дейнеки и Леонида Сойфертиса. Александр Дейнека был только два раза в зоне военных действий, а Леонид Сойфертис — намного чаще. Впечатления Дайнеки нашли отражение в его экспрессивной, драматической и сюрреалистической графике, тогда как у Сойфертиса — юмор и непосредственность.

В середине своего повествования Елена Владимировна демонстрирует каталог «Античный профиль танца», посвященный Айсидоре Дункан. Отражение танца Дункан в графике трех художников. Альбом начинается с работ Василия Ватагина, далее представлена графика Матвея Доброго, и заканчивает каталог серия произведений «Дунканши» Михаила Чернышева.

В 2009 году в Московском музее современного искусства на Петровке проведена выставка Петра Дика «Диалог с пастелью». Дик работал в графике в технике сухой пастели. Жил во Владимире, а в последние годы в Суздале.

В 2010 году на ВДНХ (в бывшем павильоне дома культуры) прошла одна из последних выставок галереи «Г.О.С.Т.». «Выставка советского андеграунда» была приурочена к юбилею одноименного проекта в 1975-ом году. В некоторых разделах удалось воссоздать произведения 1975-го года, а в некоторых случаях необходимо было дополнить материалом современного искусства.

В 2014 году был осуществлен масштабный проект «Английская книга в русском вкусе» совместно с Государственным музеем А.С. Пушкина. Проект посвящен иллюстрированию русскими художниками 20-го века знаменитых произведений английской литературы.

В нем отражен внушительный ряд художников разных поколений, обращающихся к иллюстрированию классиков английской литературы в течение почти ста лет, прослежены основные вехи и стили в развитии отечественной иллюстрации 20-го — начала 21-го века, представлен разнообразный и увлекательный визуальный материал.

В 2015г проведена выставка «Крекс фекс пекс. Новая история деревянного человечка». Разделы каталога отражали обращение к тематике театрального искусства и кукольного театра. Николай Ватагин работает в жанрах портрета, пейзажа, занимается скульптурой. Активно рубит из дерева. Развивает в остром и лаконичном современном ключе лучшие художественные традиции своей семьи, заложенные его дедом — скульптором и графиком Василием Алексеевичем Ватагиным (1883—1969). Обращаясь к дереву как одному из устойчивых скульптурных материалов, Николай Ватагин создает яркие самобытные образы. Специально для этой выставки сделал произведения кота Базилио и лисы Алисы. Мальвина сделана Юлией Устиновой (пряжа на металлическом каркасе).

В 2016 году к 30-летию со дня рождения Владимира Фаворского в выставочном зале Литературного музея им. А.С. Пушкина была проведена выставка его рисунков из киргизской серии. В 1946 году Владимир отправился в творческую командировку в Киргизию вместе с несколькими своими учениками для того, чтобы собирать материал для иллюстрирования киргизского эпоса «Манас». К сожалению, издание с его иллюстрациями не было осуществлено, но он привёз внушительный объем рисунков.

В 2022-ом году в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля проходила выставка «Петр 1. Новая азбука. История в писаниях, кунштах и ваяниях». Отражение петровкой темы в современном искусстве. Для этой выставки были подобраны скульптуры Михаила Дронова, Леонида Баранова, Дмитрия Тугаринова, Николая Ватагина, Юрия Перевезенцева, Евгения Гриневича и других.

После лекции у студентов была возможность задать интересующие их вопросы. Елена Владимировна уверена, что залог успешной выставки — это ориентир на художественное качество работ. Также немаловажно определить цель выставки: например, новый материал включить в художественно-исторический контекст современности, заинтересовать коллекционеров ценностью искусствоведческой работы при создании каталогов и описании предметов, умением вписать арт-объекты в страницы истории.