Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата»

𝒜NNO 2010
Защита подлинности
Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (МКААД)



Идет набор по программам: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата», «Арт-менеджмент: галерея, коллекция и арт-рынок», Субботняя программа «Эксперт художественного рынка», «Судебно-искусствоведческая экспертиза», «Оценка движимых культурных ценностей», «История искусств: стили, подлинники, коллекции»

Пост-релиз по защите аттестационных работ наших выпускников по программе: «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата»

Защита выпускных аттестационных работ состоялась в Институте арт-бизнеса и антиквариата 1 июня 2017 г. на исторической вилле Рябушинского «Черный лебедь», являющейся резиденцией Института, состоялось слушание выпускных работ высокого профессионального уровня, их оппонирование, а также оживленное обсуждение заявленных тем.

В этот день к защите было представлено две работы:
Прозвучало емкое вступительное слово учредителя Института арт-бизнеса и антиквариата, Ирины Александровны Колосовой. Был освящен порядок защиты дипломных работ, а также отмечены достоинства авторов.

Габяш Татьяны Анатольевны «Декоративные тарелки Венской императорской мануфактуры периода классицизма: оригиналы, копии и подделки».

Научный руководитель работы:
Соколенко Мария Владимировна


Изделия Венской Императорской мануфактуры. (кон. XIX в.)

В своей дипломное работе автор провела аттрибуционное исследование ряда предметов Мейсенской фарфоровой мануфактуры. На примерах, использованных в работе, Мария Владимировна разработала конкретные рекомендации, по которым можно наиболее точно отличить оригинал от копии или подделки. Научный руководитель М.В. Соколенко отметила высокую практическая значимость работы, которая заключается в атрибуции произведений, заявленных как произведения Венской Императорской фарфоровой мануфактуры с целью определения их аутентичности, художественной ценности, и как результат, стоимости данных объектов на арт-рынке.

Научный руководитель дала рекомендацию продолжать работу над темой, с последующей публикацией методического пособия по атрибуции фарфора «Венская Императорская фарфоровая мануфактура периода классицизма: Оригиналы и копии».


В России до сих пор не проводилось специализированных исследований по атрибуции этих изделий, и тема относится к числу наименее изученных.

Работа получила отличную оценку аттестационной комиссии, рекомендацию материалов к публикации, а автор право на ведение профессиональной деятельности в сфере оборота культурных ценностей.

Полевщиковой Арины Викторовны «Другой» Вермеер. Картина Яна Вермеера ван Харлема Младшего в контексте творческой биографии художника и его современников-однофамильцев».

Научный руководитель:
Садков Вадим Анатольевич

Работа Арины Викторовны имеет высокое научное значение, автор впервые на русском языке делает анализ и оценку значимости творчества такого малоизвестного в России художника как Ян Вермеер ван Харлем Младший.


Автор сумела правильно определить место изучаемой картины в творческой биографии на сегодняшний день малоизученного харлемского живописца и рисовальщика.

Как отметил научный руководитель В.А. Садков, Арина Викторовна составила описание всех известных сейчас работ Яна Вермеера ван Харлема Младшего. Также был составлен краткий биографический словарь художников-однофамильцев и показано, что несмотря на общую для всех фамилию Вермеер (ван дер Меер) и оттого сходство сигнатур, эти мастера имели достаточно разный творческий облик и масштаб дарования. Автор квалификационной работы грамотно увязала художественное наследие интересующего её мастера с общей проблематикой развития итальянизирующего направления в искусстве Голландии последней трети XVII и начала XVIII столетий. Работа имеет особенное научное значение так как по данной теме отсутствует литература на русском языке, автору пришлось работать в редчайшими иностранными источниками.

Работа получила наивысшую оценку аттестационной комиссии с похвалой и рекомендацией материалов к публикации, а автор право на ведение профессиональной деятельности в сфере оборота культурных ценностей.

Дипломные работы были объективно оценены уважаемой аттестационной комиссией в составе ведущих специалистов в своих областях. В аттестационную комиссию входили:

Перченко Михаил Ефремович — вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, президент гильдии оценщиков при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, владелец галереи «Старые мастера», владелец самой большой в мире коллекции полихромной скульптуры и самой большой в Восточной Европе коллекции живописи XIV-XVII веков.

Садков Вадим Анатольевич – доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, член CODART (Нидерланды) и HNA (США), лауреат Премии Правительства РФ, автор более ста работ, в том числе каталогов музейных собраний и выставок.

Калугина Ольга Вениаминовна — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, редактор, опытный педагог — стаж более 25 лет, автор монографий и учебников.

Соколенко Мария Владимировна — коллекционер-исследователь, создатель и куратор проекта «Антология русского фарфора XVIII – начала XX в.», член Ассоциации друзей керамики — GKF (Gesellschaft der Keramikfreunde e. V.), арт-консультант по формированию коллекций.


Аттестационная комиссия высоко оценила уровень выпускных аттестационных работ, и отметила что обе работы имеют высокую профессиональный значимость в узкой специализации атрибуции и экспертизы.