Отчет о поездке
«AETERNA URBS»: СОКРОВИЩА ВАТИКАНА И ГАЛЕРЕЙ РИМА
Слушатели Института Арт бизнеса и антиквариата недавно вернулись из незабываемого арт-путешествия. В феврале этого года мы посетили Рим с программой «AETERNA URBS: СОКРОВИЩА ВАТИКАНА И ГАЛЕРЕЙ РИМА». Нашим консультантом выступил один из крупнейших экспертов живописи старых мастеров в России, доктор искусствоведения, заведующий отделом старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Садков Вадим Анатольевич. Здесь мы постараемся осветить основные темы, на которые обращал внимание эксперт, рассказывая нам об искусстве XVI-XVII веков, и вехи нашего арт-путешествия.
Отношение к маньеризму
Целью нашей поездки было изучение шедевров старых мастеров в музеях и галереях вечного города Рима, постигнуть всю глубину и невероятное разнообразие живописи XVI-XVII веков, эпохи маньеризма. В среде наших специалистов термин маньеризм незаслуженно получил негативную оценку, а наследие периода небрежно окрашивалось оттенком «манерности». В русском языке слово "манера" имеет плохую репутацию. Стоит добавить к нему несколько суффиксов, и получится: "манерность", "манерничанье" – слова не солидные. Западные же искусствоведы в маньеризме подчеркивают, прежде всего, понятие манеры как стиля письма, как характерной особенности художника или направления (от итальянского maniera — прием, способ, манера, стиль). Вадим Анатольевич рассказывал нам о творчестве одного из крупных фигур маньеризма как Аньоло Бронзино, Джорджо Вазари, Андреа дель Сарто, художники семьи Бассано и многих других.
После реставрации 2002 года Венера на полотне Аньоло Бронзино "Венера, купидон и сатир" снова предстала во всей своей красе в Палаццо Колонна.
Шедевр Рафаэля «Преображение» из Пинакотеки Ватикана относится к его позднему периоду. Эта картина стала своеобразным эталоном для художников маньеризма.
А. дель Сарто «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» 1505-1510г. Галерея Боргезе.
Творчество Андреа дель Сарто повлияло на многих художников XVI века. Как отметил Вадим Анатольевич, художники-маньеристы того времени учились подражать великим гениям живописного искусства в рисунке и движении - Микеланджело, в искусстве колорита - Тициану, в искусстве композиции и выражения – Рафаэлю, в грации – дель Сарто.
Таким образом, в этот период можно выделить художников, чье творчество и манера являлись эталоном, и тех, кто следовал их манере. В связи с этим встает вопрос важности атрибуции не только произведений мастеров, но и их многочисленных последователей, учеников, копиистов, потомков и современников.
Прогуливаясь по улочкам вечного города, не смогли пройти мимо Темпьетто (Tempietto; букв. «храмик») великого архитектора Возрождения Донато Браманте. Эта первая работа миланского архитектора в Риме, произвела настоящую сенсацию. Впервые перед римлянами предстало «идеальное» произведение высокого Возрождения: несмотря на миниатюрные размеры, точно найденные пропорции делают Темпьетто целостным и грациозным и величественным. Темпьетто входит в состав культового комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио, возведённого в Трастевере на месте, где предположительно был распят апостол Пётр.
К сожалению, храм был закрыт, но наша группа смогла изучить экстерьер этого памятника архитектуры.
Копиистика и атрибуция
На протяжении всего путешествия в каждом музее и галерее Вадим Анатольевич обращал особое внимание на проблематику атрибуции и копиистики, делая акцент на один из важных вопрос экспертизы – классификацию произведений. Они могут быть оригинальными или вторичными. Вторичные работы подразделяются на копии, авторские повторения, соавторские повторения и подражания, к которым можно отнести имитации, стилизации, произведения мастерской, школы, круга, последователя мастера и подделки.
Вадим Анатольевич обратил внимание на копию картины Рубенса, сделанную современником художника. Палаццо Колонна.
Экспертный подход к изучению творчества известных художников предполагает рассмотрение всех произведений, входящих в эту классификацию. Так как многие художники происходили из целой артистической династии или сами являлись родоначальниками таковой, почти все оставили последователей, которые могли быть помощники в мастерских или собратьями в гильдиях, многие имели копиистов –«фантомов».
В музее Capodimonte в Неаполе мы обнаружили копию знаменитой композиции «Снятие с креста» Хуго ван дер Гуса, такие работы встречаются во многих музеях и галереях Европы.
Эту тему Вадим Анатольевич тщательно изучил с нами на примере работ двух больших семей: Якопо Бассано и Питера Брейгель Старшего. Умение видеть вещи именно в таком ключе дает возможность правильно произвести их оценку.
Эксперт уделил большое внимание творчеству Питера Брейгеля Старшего – основателя династии, его сыновей Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего, внуков - Давида Тенирса Младшего, Амбросиуса Брейгеля и Яна Брейгеля Младшего, правнуков – Яна ван Кесселя Старшего и Абрахама Брейгеля, а также его учеников, последователей и «фантомов» (Мартина ван Клеве – копиист Брейгеля Старшего). Многие сюжеты и композиционные приемы Питера Брейгеля Старшего встречаются в работах других художников этой династии.
Сюжеты и жанровые сценки Питера Брейгеля Старшего часто встречаются в произведениях его последователей. Такие композиции мы встретили в палаццо Корсини.
Работы Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) и Hendrick van Balen «Allegory of fire» из палаццо Памфили.
Ян Брейгель Старший был мастером композиций, повествующий о создании мира и Эдеме, за что был прозван Райский Брейгель. Эта работа из палаццо Памфили «Сотворение животных».
В собрании Ватиканской Пинакотеки Вадим Анатольевич рассказывал нам о работе художника Петера Венцеля «Адам и Ева в Эдемском саду», на картине мы видим уже знакомый нам сюжет. Художник принадлежит к более поздней живописной школе, которая берет истоки в творчестве Яна Брейгеля Старшего.
Похожую историю нескольких поколений художников мы встречаем и в талантливой династии Bassano. Первого из них звали Francesco da Ponte thе Elder (1470-1541), он никогда не носил имя Bassano, под которым семья стала известна впоследствии. Школа Bassano была основана его сыном, Jacopo da Ponte Bassano (1510-1592), который родился в Bassano близ Венеции, отсюда получил свое прозвище. Сыновья Jacopo da Ponte Bassano - Francesco Bassano the Younger (1549-1592), Giovanni Battista da Ponte (1553-1613), Leandro Bassano (1557-1622) и Girolamo da Ponte (1566-1621) работали в мастерской своего отца. Посещая музеи Рима, мы обращали внимание на творческую манеру каждого из художников.
Вадим Анатольевич рассказывает об одном из художников семьи Бассано в залах галереи Боргезе. |
Jacopo da Ponte (Bassano) "Поклонение волхвов". |
"Тайная вечеря" Якопо Бассано, музей Каподимонте.
На пути к Базилике Святого Августина, недалеко от нашей гостиницы мы совершенно случайно попали в первую публичную библиотеку Рима - Biblioteca Angelica. Она была основана в 1604 епископом Angelo Rocca (1546–1620). За несколько столетий коллекция библиотеки пополнилась ценными рукописями, подаренными римской знатью, и кодексами монахов. Angelo Rocca пожелал, чтобы библиотека была открыта для всех, независимо от их дохода и социального положения. Новизна этого института дала начало возраставшему интересу со стороны широкой общественности и вскоре известность о библиотеке распространилась среди ученых всего мира.
Появление новых жанров: пейзаж и натюрморт
Пейзаж
Эпоха, которой мы посветили эту поездку, была интересна тем, что в это время происходило зарождение пейзажной и натюрмортной живописи в европейском искусстве. Основоположниками европейского пейзажа были Herri met de Bles, Joachim Patinir, Paul Bril.
Herri met de Bles был одним из создателей, так называемых, космических пейзажей, в которых делалась попытка дать всеобъемлющую картину громадного мира. Пейзажи Herri met de Bles объединяет большое количество деталей и подробностей, которые отражают множество впечатлений. Реки и города, причудливые нагромождения скал, зеленеющие поля, разнообразные растения, фигуры людей, животных и птиц – все найдет здесь внимательный зритель. Из рассказа эксперта мы узнали о различных приемах и композиционных особенностях нового для того времени жанра.
Herri met de Bles «Way to Calvary», palazzo Doria Pamphilij.
Вадим Анатольевич рассказал о необычной монограмме художника Herri met de Bles маленькой фигуре совы, отсюда его итальянское прозвище «Чиветта» (итал. Civetta) — «сова». Встречая его картины, долго искали сову.
Работы Paul Bril в Памфили, здесь можно проследить цветовую модель, с помощью которой художники достигали ощущения воздушной перспективы. На первом плане преобладают коричневые оттенки, на среднем – переход от коричневого к желтому и синему, на дальнем – голубые.
Такую схему можно найти и на картине Гарофоло из Капитолийского музея.
Музей Барберини работы пейзажиста Paul Brill. Композиция очень большого размера, расположена на двух холстах.
Мы анализировали и выявляли характерные особенности живописи итальянских и северных художников, разновидности пейзажей, а также техники исполнения и материалы. Были отмечены работы таких художников второй половины XVII века как Caspar van Wittel, Gaspard Dughet, Salvatore Rosa, Francesco Gvardi и Antonio Canal.
Вадим Анатольевич открыл секрет живописи и колорита ведут Caspar van Wittel: художник использовал краски сродни гуаши.
Пейзаж Gaspard Dughet, прозванного Gaspard Poussin, за родство со знаменитым художником, из Памфили. Работы этого художника отличаются масштабностью, для создания полотна такого размеры требовалось соединить несколько отрезков холста, о чем свидетельствуют оставшиеся швы. Произведения Gaspard Dughet часто сравнивали с картинами его знаменитого соперника, Сальватора Розы. Их многократно копировали, особенно англичане, чем и объясняется большое количество полотен художника в британских музеях и частных собраниях (Оксфорд, Ливерпуль, Лондон). Оба художника были создателями итальянского романтического пейзажа и имели большое количество подражателей.
Salvator Rosa «Marina»
В палаццо Барберини изучали ведуты главных представителей этого жанра - Гаспара Виттеля, Франческо Гварди и знаменитого венецианца Антонио Каналя (Каналетто).
Эксперт рассказал о венецианском художнике XVIII века Michele Marieschi. О нем сохранилось очень мало информации, художник очень рано умер. И снова поднимаем вопрос атрибуции. В таких случаях сложно установить авторство работ, но это без сомнения подлинник, поступивший в коллекцию еще при жизни художника.
Одна из разновидностей ведут того времени – это изображение руин и памятников Древнего Рима. Работа «Римские памятники с храмом Весты» из коллекции палаццо Корсини представляет интерес еще и с точки зрения атрибуции. Каталог музея гласит, что автором является художник Charles Louis Clerisseau. Но предположения Вадима Анатольевича о том, что это мог быть живописец Panini, также не отрицаются.
Гаспар Ван Виттель "Площадь Навона", палаццо Колонна.
Вадим Анатольевич рассказал о характерном фресковом композиционном приеме ведуистов, когда изображается панорама, а более мелкие детали ( стаффаж) обобщаются.
Со временем пейзажный жанр занял свое особое место в живописи. Пейзажи становились интересным предметом для коллекционирования, ими украшали целые коридоры и залы дворцов. В палаццо Colonna и в палаццо Doria Pamfphilj в отдельных пейзажных комнатах сохранилась историческая развеска, созданная непосредственно коллекционерами данных собраний.
Пейзажная комната палаццо Colonna. И в этом случае развеска сохранилась историческая.
Пейзажная комната в Памфили. Изучаем «идеальный» пейзаж Аннибале Караччи
Хочется сказать немного слов об интерьерах в Palazzo Colonna, которые сохранили свой первоначальный вид: зал гобеленов, зал для церемоний с копией портрета папы Мартина V Колонна.
Роскошь дворца поражает, в этой индийской зале стены покрыты тканями с драгоценной вышивкой золотыми нитями.
В оформлении интерьера встретели интересную деталь – зеркало, покрытое росписью пышных цветочных гирлянд, такая техника была привезена из Венеции.
Рим удивительный город. В галерее Спада у знаменитой перспективы Борромини мы встретили котов-хранителей музейных ценностей. В левом крыле галереи находится знаменитая шутка затейника Борромини - так называемая "Перспектива Борромини". В одном из внутренних дворов посетитель видит длинную крытую галерею с колоннами по обеим сторонам. Галерея продолжается садом, перспективу которого замыкает скульптура в человеческий рост. На самом деле, галерея имеет длину всего восемь метров, её пол плавно поднимается, потолок наоборот опускается, самые дальние колонны не превышают человеческий рост, а скульптура оказывается всего-то метровой высоты. Но обнаруживается всё это, лишь когда экскурсовод удаляется вглубь галереи.
Во внутреннем дворе галереи растут померанцевые деревья, которые в это время года украшаю яркие созревшие плоды.
Фрески – иллюзии виллы Фарнезина хужожника Baldassare Peruzzi: что есть реально, а что иллюзии? Философствуем…
Вадим Анатольевич рассказывает о Лоджии «Галатея» Рафаэля: о том, что это мог быть своеобразный ответ на роспись Сикстинской капеллы Микеланджело. Каждую композицию фланкируют пилястры, расписанные гротесками, ставшими популярными после открытия «Золотого дома» Нерона. Фреска "Триумф Галатеи" проникнута духом античной классики с ее культом чувственной красоты. Художник использовал обработку флорентийским поэтом Анджело Полициано античного мифа о прекрасной нимфе, отвергнувшей любовь великана Полифема.
Колесница Галатеи состоит из гигантских раковин. Слева изображен мощный Тритон (получеловек-полурыба), который бесцеремонно хватает морскую нимфу. Позади него, верхом на лошади, сидит еще один Тритон, трубящий, как в рог, в морскую раковину. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Рафаэль создавал свою фреску по поэме, написанной в XV веке поэтом Полициано, однако позволял себе вольности в некоторых деталях. Два дельфина, везущих колесницу Галатеи, выглядят очень свирепыми созданиями. Вероятнее всего, Рафаэль никогда не видел живого дельфина.
Натюрморт
Мы изучали жанр натюрморт, появившийся в XVI – XVII вв. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к конкретно-чувственной красоте вещей, образы которых сохраняют символическое значение. Распространение жанра натюрморта приходится на 2-ю половину XVI - начало XVII вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных школ живописи.
Становление итальянского натюрморта в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, "низким" мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских мастеров натюрморта.
Вадим Анатольевич обратил наше внимание на эту «кухонную сцену» Карраччи Анибале «Il mangiafagioli» («Едок фасоли»). Это своего рода ответ Караваджо, в ней художник выразил свое отношение к реализму в живописи.
Spadino «Dead Nature», Капитолийский музей
Натюрморт «Dead Nature» из Капитолийского музея, кисти итальянского мастера Spadino несет в себе нравоучительный смысл, о чем может свидетельствовать письмо. Дидактика выражена другими способами, не как у северных художников. Излюбленные темы мастеров итальянского натюрморта - цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому натюрморту присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира. В залах римских музеев мы разгадывали символы и скрытые смыслы, сравнивали северные натюрморты с натюрмортами южных мастеров. В Пинакотеке Ватикана Вадим Анатольевич рассказывал о художнике Franz Werner von Tamm и его ученике Pietro Navarra.
Наше внимание привлекло то, как написан арбуз на полотне Franz Werner von Tamm « Flowers and Fruits» из Пинакотеки Ватикана.
Арбуз встречается и на полотнах Pietro Navarra
Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Яна Брейгеля Бархатного и его ученика и племянника Jan van Kessel Younger, не меньше, чем их символика.
Из коллекции палаццо Памфили. Jan van Kessel Younger «Натюрморт с устрицами, цветами, фруктами и животными».
В Ватикане, автор этой работы - один из основателей жанра цветочных гирлянд, работа последователей Брейгеля Daniel Seghers и Hendrick van Balen.
Вокруг натюрморта организовывалось пространство дома, его “разгадывали”, с ним “играли”. Натюрморт принимал самое активное участие в самой гуще изысканной бытовой культуры барокко, рококо, да и классицизма.
В Capodimonte эксперт Вадим Анатольевич очень патетично рассказывает о натюрмортах и жанровых сценах, изображенных на полотнах фламандца Joachim Beuckelaer серии "Рынки" .
В Палаццо Корсини натюрморты художников Marco de Caro и Christian Berentz.
Натюрморты из коллекции галереи Спада
Невероятная тяга к прекрасному, не знающая границ. Несмотря на травму ноги наша студентка Ирина прошла с нами большую часть поездки на равных.