Караваджо и караваджисты
Изучая искусство 16-17 веков мы, конечно же, не могли пройти мимо такой крупной фигуры в истории живописи как Караваджо. Рим может похвастаться самым большим собранием картин Караваджо. Из известных 60 работ художника, выставленных по всему миру, в вечном городе хранится 23 картины. Вадим Анатольевич рассказал нам о работах, находящихся не только в музеях и галерея, но и во многочисленных церквях Рима, Сан Луиджи дельи Франчези, Санта Мария дель Пополо, Сан Агостино, церковь Санта Мария ин Валичелла, и Неаполе.
Алтарная композиция «Семь деяний милосердия», написана Караваджо для церкви Пио Монте делла Мизерикордия в Неаполе. Эта поздняя работа отличается огромной художественной энергией и выразительностью, свойственной позднему периоду творчества художника.
Церковь Сан Луиджи деи Франчези (San Luigi dei Francesi). В церки выставлены три картины Караваджо: «Призвание апостола Матфея» (Vocazione di San Matteo), «Мученичество Апостола Матфея» (Mrtirio di San Matteo) и «Святой Матфей и Ангел» (San Matteo e l’Angelo).
Базилика Санта Мария дель Пополо (Basilica Santa Maria del Popolo).В капелле Черази выставлены «Распятие Святого Петра» (Crocefissione di San Pietro) и «Обращение Савла» (Conversione di Saulo).
Базилика Святого Августина (Basilica di Sant’Agostino). «Мадонна дей Пеллегрини» (Madonna dei Pellegrini).
Галерея Боргезе может похвастаться самым большим в мире собранием работ Караваджо. В галерее представлены картины: «Давид с головой Голиафа» (Davide con la testa di Golia), «Мадонна дей Палафреньери» (Madonna dei Palafrenieri), «Иоанн Креститель» (San Giovanni Battista), «Натюрморт с цветами и фруктами» (Natura morta con fiori e frutti), «Юноша с корзиной фруктов» (Ragazzo con canestra di frutta), «Святой Иероним» (San Gerolamo), «Больной Вакх» (Bacchino malato).
Вадим Анатольевич рассказывает о знаменитой работе Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» в галерее Боргезе.
Так мы смогли проследить как развивался стиль мастера, чем ранние работы художника отличают от работ его зрелого периода. Сущность художественной реформы Караваджо заключалась, прежде всего, в реалистическом обращении к натуре, которая, в отличие от идеалистических установок маньеризма, признавалась художнику единственным источником творчества. Живописная манера раннего Караваджо отличается твердостью контуров, отчеканенностью объемов, резким сопоставлением различных цветов, темных и светлых пятен. Свои небольшие холсты он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее — двумя-тремя). Даже в ранних работах он умел предметно изображенную натуру облечь в обобщенные, монументальные формы. Позднее огромное значение приобретает контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции. Проблема светотени у Караваджо неразрывно связана с его дальнейшими поисками колористического и тонального объединения всех частей картины.
«Мадонна деи Палафреньери» (Madonna dei Palafrenieri), галерея Боргезе.
Зрелый период творчества Караваджо отмечен поисками монументального стиля в связи с исполнением двух циклов картин для римских церквей Сан Луиджи деи Франчези (1598—1601) и Санта Мария дель Пополо (1601). Священные события он изображает просто и правдиво, как нечто, увиденное им в повседневной жизни, чем было вызвано резкое недовольство заказчиков. Яркий свет неравномерно выхватывает из темноты отдельные части фигур, лиц, предметов. И в этой борьбе света и тьмы рождается ощущение такой напряженной трагичности, какую не найти во всех предшествующих произведениях мастера.
В Капитолийском музее выставлены две работы художника: “Иоанн Креститель” (San Giovanni Battista) и “Гадалка” (Buona ventura).
А вот Ватикан может похвастаться только одной картиной Караваджо «Снятие с креста» (Deposizione dalla croce). Работа зрелого периода была написана Караваджо для церкви Манта-Мария-ин-Валичелла «Снятие с креста». В настоящий момент в церкви находится её копия.
В палаццо Памфили Выставлены три работы Караваджо: «Кающаяся Магдалина» (Maddalena penitente), «Отдых на пути в Египет» (Riposo durante la fuga in Egitto) и «Иоанн Креститель» (San Giovanni Battista). Вадим Антольевич обратил наше внимание также на копию этой работы. Развеска полотен позволяет, стоя почти на одном месте, сравнить две картины.
Караваджо «Бичевание Христа», работа позднего периода в галерее Capodimonte.
Во дворце Барберини хранятся три картины Караваджо: «Нарцисс» (Narciso), «Молитва Святого Франциска» (San Francesco in meditazione) и «Юдифь и Олоферн» (Giuditta e Oloferne).
Хотя у Караваджо не было прямых учеников, его творчество и манера повлияли на многих его современников. Среди них Orazio Borgianni, Carlo Saraceni ("S. Cecilia с ангелом" , на полотне изображены невероятного размера крылья, художник мастерски соединил тему святой покровительницы музыки и более мирской сюжетом концерта, широко распространённый среди караваджистов ), француз Simon Vouet (композиция «Гадалка» , к этому сюжету уже обращался Караваджо, картина в Капитолийском музее).
Ранняя работа Караваджо «Гадалка» в Капитолийском музее, данный сюжет встречается в картинах караваджистов, например у Simon Vouet.
Simon Vouet "Гадалка", галерея Боргезе.
Carlo Saraceni "Св. Цецилия и ангел", галерея Боргезе.
Эмоциональный рассказ Вадима Анатольевича о работе Dirk van Baburen «Уверование Фомы» (Pio Monte della Misericordia). Этот художник, будучи другом Караваджо, основал утрехтскую школу караваджизма. У Караваджо он заимствовал композиционную выразительность, контрастное освещение и стремление к реалистическому изображению натуры. Похожая композиция есть у Караваджо.
Караваджо "Уверение Фомы", дворец Сан-Суси.
Giovanni Baglione «Sacred Love and Profane Love», палаццо Барберини. Караваджо «Amor Vincit Omnia» («Любовь побеждает все»), Gemäldegalerie, Berlin.
В палаццо Барберини Вадим Анатольевич рассказывал еще об одном художнике караваджисте Giovanni Baglione, друге Караваджо. Возможно, эта работа была написана после их ссоры, в ответ на композицию Караваджо «Amor Vincit Omnia».
Во дворце Памфили мы посетили атмосферное кафе. Нас покорила оригинальность меню, в котором были пирожные в форме вулкана Везувий, и заботливые официанты. Рядом с кафе стильная парфюмерная лавка.
Grand Tour
В XVIII-XIX веке обязательным в среде европейских аристократов было совершать образовательные поездки в Италию и Францию. Их целью было посещение особо значимых в культурном отношении столиц и городов, где можно было изучать шедевры архитектуры времён античности, средневековья и Возрождения. Такие поездки назывались Гранд-Турами и должны были стать завершающим этапом в образовании и воспитании молодых людей из аристократических семей. Часто они совершались и коллекционерами произведений искусства. Некоторые художники, которым уделялось внимание в этих поездках, сейчас не так известны, но в свое время они пользовались огромной популярностью. В контексте этой темы, мы изучили творчество тех мастеров, которые работали в XVI-XVIII вв. Вадим Анатольевич рассказывал о Pompeo Batoni, Domenico Zampieri, Гвидо Рени, Giovanni Battista Salvi da Sassoferrato, A. Sarto.
Pompeo Batoni "Святое семейство", Капитолийский музей.
Искусство Pompeo Batoni не знало конфликтов с современным обществом, слава портретиста привлекала в его мастерскую аристократическую власть.
Domenico Zampieri "Сивилла", Капитолийский музей
Domenico Zampieri был очень популярным и востребованным художником своего времени. Для него характерны портретные изображения женщин в тюрбанах.
В Галерее Боргезе Садков рассказывает о еще одном часто копируемом художнике XVII века Giovanni Battista Salvi da Sassoferrato. Его можно узнать по особому холодноватому колориту живописи.
Гвидо Рени «Портрет Беатриче Ченчи», палаццо Барберини.
В продолжение темы портретов, Вадим Анатольевич отметил эту работу «Портрет Беатриче Ченчи» Гвидо Рени. В последний период своего творчества художник изображал типы чисто внешней женской красоты, нередко портретируемые были в тюрбанах. Он также был необычайно популярен, существует огромное количество копий этой картины. После Гвидо Рени, художник Гверчино (Guercino) занял ведущее место в кругу мастеров болонской живописной школы. Мы не раз встречали работы этого мастера в музеях Рима, стоит отметить композицию "Et in Arcadia ego". Исходным и наиболее распространённым в начале пониманием было Et in Arcadia ego sum, то есть «И в Аркадии я есть» или «Даже в Аркадии я есть». В таком прочтении «я» — это смерть, которая обращается к смертным с напоминанием, что и в самом счастливом и беззаботном месте всех когда-нибудь ждёт неминуемый конец. Именно так следует понимать первое произведение на данный сюжет: картину Гверчино «Et in Arcadia ego». Нередко первоисточником указывается некая картина Бартоломео Скедони (Скедоне). Ошибка вызвана тем, что до 1911 данная картина Гверчино ошибочно приписывалась Скедони, а потом данные некритически копировались составителями крылатых фраз. На картине задан ставший каноническим сюжет: пастухи в Аркадии рассматривают старое надгробие с указанной латинской надписью. На надгробии лежит череп, как символ смерти.
Гвидо Рени "Et in Arcadia ego", галерея Боргезе.
У работы Гверчино «Саул и Давид» во дворце Барберини
Каждое наше путешествие мы стараемся уделить время не только живописи, но и музыке, театру или балету. В этот раз мы посетили Римскую оперу (Teatro dell'Opera di Roma), где слушали сценическую кантату немецкого композитора Карла Орфа "Кармина Бурана". Произведение было написано в 1935 – 1936 годах на собственное либретто композитора, по мотивам средневековых стихотворений из одноименного сборника. Вечер оставил протеворечивые впечатления. Угодить ценителя классического русского театра – задача не простая.
Ватикан
Одним из ключевых пунктов поездки было посещение Ватикана. Группе представилась уникальная возможность совершить визит в одно из старейших помещений Апостольского дворца, личную капеллу папы Николая V - Капеллу Никколина, стены которой покрывают росписи работы Фра Беато Анджелико. Программа росписей посвящена св. Стефану и св. Лаврентию.
Швейцарских гвардеец провожает нас к Капелле Никколина.
Фрески в капелле расположены на двух уровнях, на панелях с рисованными ложными занавесями, подвешенными по средневековому обычаю на гвоздях, и повествуют об основных фактах из жизни двух святых диаконов христианской церкви – Святого Стефана, первого великомученика Иерусалима, и Святого Лаврентия – одного из первых великомучеников Римской церкви. Это были миряне, близкие к Церкви, в функции которых входило оказание помощи нуждающимся; кроме этого, они были помощниками священников в ритуалах крещения и причастия.
Фрески капеллы Никколина, Ватканский дворец.
В углах комнаты, в расположенных одна над другой эдиколах, изображены Учителя Церкви – Святой Августин и Святой Фома Аквинский, а на потолке, разбитом на четыре части ребрами крестового свода – Четыре Евангелиста с их символами: Лука с быком, Матвей с ангелом, Марк со львом и Иоанн с орлом.
Фреская с Евангелистами, капелла Никколина.
Группа у фрески Фра Беато Анжелика, Святой Лаврентий перед трибуной императора Валериана и Казнь Святого Лаврентия, 1447—1450, Капелла Никколина.
О бесценной коллекции сокровищ Пинакотеки Ватикана нам рассказывал Петр Бeреш, старший научный сотрудник Пинакотеки, эксперт по иконописи. В этот день он был нашим гидом. После посещения Капеллы Никколина Петр познакомил нас с основными залами Пинакотеки Ватикана. Мы прошли по Галерее географических карт, расположенной в западной части Бельведерского Дворца. Она представляет собой не столько собрание «картографических достопримечательностей», сколько «географическое» воплощение мощи папской власти конца XVI века. Все карты были заказаны Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти. Наиболее подробно здесь представлены карты Авиньона, где находилась папская резиденция, Генуи, Венеции, Сицилии и Корсики.
На карте красным отмечены территории римско-католической церкви. Масштабная линейка позволяла рассчитать расстояния и время пути.
Проходим залы, наполненные посетителями так, что движение возможно только в одном направлении.
В Пинакотеке практикуют современную тенденцию в реставрации - открытый вид. Посетители могут наблюдать за реставрационным процессом Бельведерского торса, которым как моделью пользовался Микеланджело.
Петр показал нам экспозицию недавно открывшегося зала, посвященного транспортным средствам понтификов. Здесь находится роскошная Berlina (закрытое транспортное средство) кардинала Luciano Luigi Bonoparte, подаренная Наполеоном III. Mercedes Benz – 460 Nurburg Пия XI, в годы правления которого было учреждено государство Ватикан и другие интересные экспонаты.
А мы продолжаем идти вперед, через знаменитые Станцы Подписей, Лоджии Рафаэля и Зал Аудиенций.
В оформлении лоджии ученик Рафаэля использовал изысканные гротески, выполненные по рисункам великого мастера.
В станцах Подписей нас познакомили со знаменитыми фресками Рафаэля, которые художник выполнил для личного кабинета Папы Юлия II, так называемого зала подписей. Петр, эксперт и наш экскурсовод, рассказал о идейной программе, выраженной в стремлении человека к совершенству во всех аспектах бытия: в познании и рациональном объяснении мира (фреска Афинская школа), в пути к спасению (Диспут о Причастии), в красоте и гармонии (Парнас), в стремлении к порядку и законам (Правосудие).
Рафаэль "Правосудие в окружении Кардинальных и Теологических Добродетеле", Станца Подписей.
Рафаэль "Диспут о Святом Причастии", Станца Подписей.
Рафаэль "Афинская школа", Станца Подписей.
Мы посетили Зал светотеней (Sala dei Сhiaroscuri). Он расположен рядом с Капеллой Никколина. Именно в этом зале ожидали своей очереди послы, пока им не разрешалось пройти внутрь. Художественное оформление зала было выполнено при папе Льеве X, распорядившемся изготовить также великолепной красоты деревянный кессонный потолок, украшенный резьбой. Стены были оформлены, как ложный портик из колонн с коринфскими капителями, между которыми в эдиколах были помещены изображения Двенадцати Апостолов и Святых.
Зал светотеней (Sala dei Сhiaroscuri), Ватиканский дворец.
К слову, идея устройства «ложных эдикол» с изображениями выдающихся персонажей была перенесена и на оформление дворцов римской знати, только вместо Апостолов и поборников Веры в них изображались светские персонажи – знаменитые военачальники или выдающиеся правители.
В Капелле Паолина изучали последние фрески Микеланджело. Капеллу начали строить в 1537 году во время понтификата Павла III по проекту архитектора Антонио де Сангалло. Темы фресок: «Обращение Савла» и «Распятие св. Петра» (апостол Павел был небесным покровителем папы Павла III, а апостол Пётр – первым римским папой).
Капелла Паолина, Ватиканский дворец.
Сначала была написана фреска «Обращение апостола Павла», для которой Микеланджело выбрал драматический момент явления Господа Павлу – жестокому гонителю христиан, после которого Павл, совершенно преобразившись, стал ревностным проповедником Христа и христианства даже за пределами Иудеи. Большая часть Нового Завета состоит из посланий Апостола Павла разным церквям и служителям.
Микеладжело Фреска «Обращение Павла», Капелла Паолина.
Микеланджнело «Распятие Святого Петра», Капелла Паолина.
Во время правления императора Нерона Пётр был приговорён в Риме к смертной казни. Согласно христианским преданиям, Нерон был первым императором, который не только организовал государственные гонения на христиан, но и казнил апостолов Петра и Павла. «Распятие Св. Петра» стало последней работой Микеланджело.
Мы посетили также Galleria degli Arazzi, украшенную гобеленами «Scuola Nuova», созданными по картонам Рафаэля фламандскими мастерами, и конечно Сикстинскую капеллу.
Так незабываемо и информативно прошел наш визит в Пинакотеку Ватикана.
Одним из важных пунктов нашей тематической программы была прогулка по улочке антикварных лавок и мастерских Via Margutta. В средние века здесь начали появляться мастерские художников, в первую очередь иностранцев (фламандцев, немцев), а также иногородних итальянцев. В настоящее время это тихая и спокойная улочка с домами, заросшими виноградником, где не чувствуется шум и смог большого города. Начиная с 1950-х гг., после фильма «Римские каникулы», на Via Margutta поселилось множество художников, скульпторов, антикваров и известных личностей.
В антикварной галерее на Via Margutta Римма рассказывала о ценности и редкости предмета мебели.
Хозяева галереи радушно встречают гостей, нам рассказывают о коллекциях из первых рук.
Хозяйка этой галереи для визуального осмотра снимает работу со стены, но по обороту данной картины сразу становится понятна проблематика заявленного этикетажа.
Вадим Анатольевич производит визуальный осмотр представленной к продаже работы.
Еще одно атмосферное место города - это римские дворики. Этот на Via Marguta с магазинчиками для дизайнеров и антикваров и реставрационными мастерскими.
Два наших маэстро отдыхают в стильном кафе на улице дизайнеров и антикваров.