Цикл лекций по теме:
«Художественное стекло. От барокко до модерна»
23 и 30 мая 2019 г.
11:00–14:00
Стоимость одного занятия — 2500 ₽
Стоимость курса — 4500 ₽
Стекло является художественным материалом уникальным во всех смыслах. Способное приобретать самые различные формы и пропускать лучи света, оно очаровывало и притягивало ценителей искусства еще в период барокко. В эпоху же модерна — художественное стекло становится своего рода религией: несомненная эстетическая ценность, священное внимание и обращение.
23 мая
«Декоративно-прикладное искусство первой половины XVIII в. Стиль рокайль»
Стиль рокайль во французском искусстве, периодизация. Орнамент как основополагающий элемент стиля (К. Одран, Ж.-О. Мейссонье); колористические решения. Художественные приёмы организации партикулярных и дворцовых интерьеров. Декоративная живопись (Ф.Буше); гобелены (проекты Ж.Берена,). Роль зеркала в интерьере рокайля, форма камина, композиция на камине (Р. Де Котт). Мебель, художественная бронза как декоративный элемент французской мебели. Искусство фарфора от Венсена к Севру. Модные аксессуары (веер, табакерки). Значение рокайля как источника стилеобразования в декоративном искусстве ХIХ в.
«Французское декоративно-прикладное искусство второй половины ХVIII – начала ХIХ века. Неоклассицизм»
Новый этап обращения к античным традициям, периодизация. «Деликатный» классицизм Людовика XVI, стиль Директории, Консульства, Ампир. Развитие мебельного дела: материалы (красное дерево), типология форм, методы художественной обработки и виды декора (Ф.Ризенер, Г.Бенеманн, Д.Рентген; семья Жакоб). Гобелены, ткани, фарфор Севра, французская бронза (П.Гутьер, П.Томир). Дворцовые интерьеры ампира (Ш.Персье, П.-Ф Фонтен). Значение и роль неоклассицизма как основоположника целостного художественного направления в искусстве последующих столетий.
30 мая
«Декоративно-прикладное искусство модерна»
Истоки нового стиля, значение историзма в его формировании, влияние искусства Востока. Гармонизации жизненной среды, стилеобразующая роль орнамента («линия Орта»). Определения стиля и периоды его развития. Значение и роль декоративно-прикладного искусства в эпоху модерна. Жилой интерьер нового стиля: принципы организации, освещение, колорит; металл и мебель Л. Мажореля. Национальные школы нового стиля. Стекло – религия стиля модерн (Р. Лалик), Школа Нанси и флоральный орнамент: стекло Э. Галле и бр Дом; Интернациональный характер и национальные особенности стиля модерн.
Долгих Елена Владимировна — кандидат искусствоведения, ведущий эксперт по стеклу, преподаватель истории русского декоративно-прикладного искусства МГУ им. М.В. Ломоносова, занимается изучением истории русского и зарубежного художественного стекла. Автор более 50 публикаций.