Цикл лекций
«Декоративно-прикладное искусство Европы XV-XVII веков»
10, 17, 24, 31 октября,
14, 21 ноября 2018 года
в 19:00
Стоимость:
одной лекции — 2500 ₽
трех лекций — 6000 ₽
шести лекций — 10000 ₽
Программа курса
Занятие 1. 10 октября
- Проблемы изучения декоративно-прикладного искусства XV-XVII веков
- Художественная мебель и декоративные предметы эпохи Ренессанса
Занятие 2. 17 октября
- Художественная мебель и декоративные предметы эпохи Ренессанса (продолжение)
- Европейская керамика
- Итальянская майолика
Занятие 3. 24 октября
- Европейская керамика (продолжение)
- Керамика Франции
- Камнерезное мастерство: особенности образов и технологии создания
Занятие 4. 31 октября
Занятие 5. 14 ноября
- Художественная мебель Европы
- Художественная обработка металла в эпоху Ренессанса и раннего Нового времени. Произведения мастеров Италии. Немецкое серебро
Занятие 6. 21 ноября
Содержание курса
Тема 1. Проблемы изучения декоративно-прикладного искусства XV-XVII веков
Стилевые и образные особенности произведений XVII века. С какими общими и частными проблемами можно столкнуться при изучении декоративно-прикладного искусства XV-XVII вв.? Предметы декоративно-прикладного искусства и представления о роскоши.
Джироламо да Кремона, Триумф Вечности (фрагмент), 15 в.
Тема 2. Художественная мебель и декоративные предметы эпохи Ренессанса
Проблема сохранности и сложность атрибуции расписных предметов обстановки эпохи Ренессанса. Крупнейшие мастерские декоративной живописи Флоренции. Техника интарсии – инкрустации деревом по дереву, и резной декор предметов обстановки в XVI веке.
Эпоха Возрождения: жилой интерьер, какая существовала мебель, и как ее оформляли? Знаковые предметы светского интерьера: свадебные сундуки (кассони), подносы рожениц (дески да парто), шкатулки (форцерини), декоративные панно (спальере). Какую роль сыграли свадебные подарки в оформлении интерьеров, что скрывалось под крышками свадебных сундуков?
Кассоне, 16 в. | Деско да парто, Бартоломео ди Фруозино, 1405 |
Форцерино, Флоренция, 15 в |
Спальере, Аполлонио ди Джованни, ок. 1460
Тема 3. Европейская керамика
Итальянская майолика
Технология создания, виды изделий, характер оформления итальянской майолики. Центры производства майоликовых изделий.
Типы орнамента и основные группы. Крупнейшие мастера XVI в. Как атрибутировать произведения майолики?
Керамика Франции
Керамика Сен-Поршер – виды изделий и особенности декора. Бернар Палисси и изделия его мастерской. Популярные изобразительные мотивы в украшении предметов из числа «сельских глин», «вещей в грубом стиле», по словам Палисси, и технологические особенности их создания. Последователи мастера и сложности атрибуции керамики «в стиле Палисси». Французская майолика. Керамические изделия Авона.
Майолика | Керамика Сен-Поршер | Керамика Палисси |
Тема 4. Камнерезное мастерство: особенности образов и технологии создания
Искусство глиптики: крупнейшие мастера Италии и других европейских стран.
Флорентийская мозаика: технология создания, использование в украшениях предметов и популярные мотивы изображений. Заказчики, крупнейшие центры производства и ведущие мастера.
Глиптика | Мозаика |
Темы 5-6. Текстиль. Европейские тканые ковры (шпалеры). Декоративные ткани
Техника создания и художественные особенности настенных тканых ковров (шпалер). Центры производства: Франция, Германия, Фландрия, Италия. Особенности декора и наиболее популярные мотивы шпалер-«мильфлёров». Светские и религиозные сюжеты в декоре ковров, христианские сюжеты в шпалерах, созданных по заказам Ватикана. «Ватиканские ковры» с сюжетами жития Петра и Павла, выполненные в мастерской Питера ванн Альста по картонам Рафаэля. Гротески и пейзажные мотивы в оформлении шпалер.
Текстиль Италии: шелк, бархат, льняные ткани. Мотивы и характер декоративных тканей. Центры производства. Значение орнаментальных мотивов декора и вышивки. Сохранившиеся образцы музейного значения.
Дама с единорогом, «По моему единственному желанию»
Тема 7. Художественная мебель Европы
Как различать стили европейской мебели? Черты барокко и классицизма в оформлении мебели XVII вв. Королевская мануфактура и стиль Людовика XIV во Франции. Мастерская Андре Шарля Буля (1642—1732). Стилистика работ венецианской мастерской Андреа Брустолоне.
Комод для спальни Людовика XIV
Тема 8. Художественная обработка металла в эпоху Ренессанса и раннего Нового времени. Произведения мастеров Италии. Немецкое серебро
Итальянская художественная бронза и ювелирное дело. Творчество Бенвенуто Челлини, Андреа Бриоско и др. итальянских мастеров.
Ювелирное дело в Германии. Важнейшие центры ювелирного искусства: мастерские Нюрнберга, Мюнхена, Аугсбурга и др. Немецкие кубки, горы-курильницы и другие настольные украшения. Эскизы Альбрехта Дюрера для оформления произведений ювелирного искусства. Гравюры Альбрехта Альтдорфера с изображениями декоративных сосудов. Венцель Ямницер и технологические новшества производства изделий его мастерской.
Бенвенуто Челлини | Венцель Ямницер |
Тема 9. Лиможские расписные эмали. Виды изделий, религиозные образы и светские сюжеты
Принципы и проблемы атрибуции: условность разделения на «старую» и «новую» школы, принятая Ж.Марке де Вассело, проблема установления авторства ранних произведений, роль стилистического анализа и технико-технологических исследований материалов. Техника и художественные особенности лиможских расписных эмалей. Виды изделий, специфика сюжетов и их иконографические источники. Крупнейшие мастера.
Тема 10. Художественное стекло XV-XVII веков
Особенности развития. Венецианское стекло: виды изделий, принципы декора. Предметы с полихромной росписью, гравировка по стеклу, техника филигранного стекла. Свадебные кубки и принципы их украшения.
Лиможская эмаль | Муранское стекло |
Преподаватель:
Пивень Марина Георгиевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.